Андрей Лубенский: украинский Президент не может вспомнить фактов закрытия оппозиционных СМИ. Что-то с памятью…

Дождь наград пролился на украинских журналистов в преддверии профессионального праздника (6 июня). Президент Леонид Кучма лично вручил ордена и звания «Заслуженный журналист Украины» десяткам проявивших чудеса конструктивизма «акул пера». При этом он высказался в том духе, что со свободой слова на Украине, в сущности, все хорошо: «Тяжело вспомнить хотя бы одно более-менее значительное событие, плюсы или минусы в жизни нашего общества, о которых свободно и без препятствий не писали, в том числе, и те, кто называет себя оппозиционными средствами массовой информации... Также вряд ли кому удастся вспомнить факт закрытия газеты или другого средства массовой информации из-за его оппозиционности».

Видимо, президент действительно ничего такого не помнит. А вот главе Национального союза журналистов Украины Игорю Лубченко «удалось вспомнить» именно о таких фактах, о чем он и сказал еще в январе этого года, выступая на посвященных проблеме свободы слова парламентских слушаниях: «Я с болью могу повторить то, что говорил с этой трибуны на прошлых слушаниях: журналистов преследует страх, что их могут убить за профессиональную деятельность. Как это ни досадно, мы должны сами себе и людям сказать, что той свободы слова, к которой стремимся и которая была в первые годы независимости Украины, сегодня нет». Впрочем, Игорь Лубченко тогда полемизировал не с президентом, обнаруживающим теперь столь удивительные свойства памяти, а с одним из чиновников Госкоминформполитики, который уверял депутатов ПАРЕ, что якобы в минувшем году «на Украине не было ни одного случая прекращения издания СМИ».

И. Лубченко напомнил забывчивому чиновнику, что в марте 2000 года лейтенант налоговой милиции на неделю приостановил выход популярной оппозиционной газеты «Сельские вести», а осенью «почти на три недели закрывали эту газету налоговики уже высшего ранга». Журналистам издания пришлось прибегнуть к угрозе объявления голодовки. Власти бдительно отслеживают, в каких именно типографиях печатается оппозиционная газета «Свобода» — и «...стоит какой-нибудь типографии выпустить один номер «Свободы», как ее осаждают налоговики, пожарники и другие подобные структуры». (Сейчас «Свобода» выходит, похоже, в подпольной типографии — ее страницы скрепляются обычной канцелярской скрепкой — А.Л.). Зато прокуратура требовала от «Союзпечати» разорвать договор на распространение «Свободы» именно на том основании, что «редакция неправильно указывает типографию, где выпускается издание»! Кременчугской оппозиционной газете «Информбюллетень» отказали в печати типографии трех областей...

Добавим, что и сегодня эти проблемы для оппозиционных СМИ не решены. Вовсе не ради удобства общенациональная газета «Грани» печатает свой тираж в провинции. Зато без проблем находили печатников во время президентских выборов фальшивогазетчики, лившие грязь на политических оппонентов под логотипами реальных, пользующихся доверием читателей, изданий. Доходило даже до печатания антисемитских листовок, украшенных логотипом оппозиционной газеты. Во всех этих случаях прокуратура не нашла ни организаторов фальшивых газетных выпусков, ни типографий, где они печатались.

Впрочем, как умеет «искать» украинская прокуратура, лучше всего свидетельствует дело Гонгадзе. Тут ни прибавить, ни убавить. И это при том, что, благодаря обнародованию пленок Мельниченко, дело это получило международный резонанс. А если бы не «кассетный скандал»? О Георгии Гонгадзе уже давно бы благополучно забыли, как забыли о многих и многих избитых и убитых до него журналистах.

Если следовать логике президента (оценивая сказанное им, «Украинская правда» отметила, что «...чувству юмора у Кучмы может позавидовать даже Евгений Ваганович Петросян»), то ничего этого как бы и не было — ни убийств, ни огромных судебных исков, ни закрытия неугодных СМИ. А если и было, то — «об этом вряд ли корму удастся вспомнить». По понятным причинам. Но вот автору этих строк смутно припоминается, что в Черкассах, например, во время президентской кампании 1999 года закрыли канал авторского телевидения «Студию-2». Помнится также, что именно «Студия-2» во время предыдущей президентской кампании вполне бескорыстно предоставляла эфир кандидату в президенты Украины Леониду Кучме. И еще более смутное воспоминание: кажется, этот кандидат даже выступал с каким-то заявлением о том, что ему, дескать, не дают возможности свободно высказывать свою позицию в средствах массовой информации...

Ну, теперь-то Леониду Кучме никто высказываться не мешает. Так что со свободой слова на Украине действительно все в порядке.

ПРАВДА.Ру

Андрей Лубенский

Украина

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить