Ходорковский пророчит России африканскую нищету и неизбежную революцию

Ходорковский предрек России Африку и революцию

Михаил Ходорковский объявил о "неизбежности революции в России". Сделал он это на пресс-конференции, которую созвал после вызова в Следственный комитет по делу об убийстве мэра Нефтеюганска Владимира Петухова.

Говоря об этом деле, бывший олигарх вполне ожидаемо сообщил, что его возобновление связано с необходимостью "сменить неприятную для власти повестку дня" и надавить на организацию "Открытая Россия".

Впрочем, следом он пояснил, что обвинения против него выдвинуты в том числе и в связи с фильмом Фонда борьбы с коррупцией о семье генпрокурора Юрия Чайки.

"За последнюю неделю возникло несколько очень прискорбных для нынешней российской власти информационных поводов. Это расследование ФБК, и расследование "Новой газеты", и расследование The New Times, и публикация расследования испанской прокуратуры", — заявил Ходорковский.

Непонятно только, почему ответить по всем столь многочисленным поводам российская власть решила именно экс-олигарху. Ведь если исходить из его же собственных слов, недостатка в поводах и так не было.

Коснувшись убийства мэра Нефтеюганска, Михаил Ходорковский повторил то же самое, о чем говорил вскоре после своего освобождения в 2013 году — дело было раскрыто в том же 1998-м, исполнителей нашли, а затем они были убиты.

Вообще же все проблемы, по словам экс-олигарха, у него начались после его антикоррупционных выступлений в 2003 году, которые "не понравились президенту Путину".

Сложно сказать, что именно Михаил Ходорковский имеет в виду по своими "антикоррупционными выступлениями". Вероятно, к их числу относится "помощь оппозиционным партиям" (как он ее называл) перед думскими выборами 2003 года. Ничего зазорного он в ней не видел ни тогда, ни после — уже после приговора.

"Я не пытался "скупить Думу" и на этой базе оказывать давление на государство. Я оказывал помощь Союзу правых сил (при этом никто из сотрудников ЮКОСа не был включен в партийный список). Я оказывал помощь "Яблоку", которое включило трех сотрудников ЮКОСа и "Открытой России" в состав списка: люди крайне достойные. В состав КПРФ включены сотрудники ЮКОСа", — это цитата из заявления Михаила Ходорковского в 2005 году.

Причем он настаивал, что и сам, и его окружение действовали открыто. Вот такая антикоррупционная деятельность. Ну в самом деле — все гласно, все прозрачно, чего стесняться? Вот только гласность и прозрачность чудесным образом стали таковыми после возбуждения уголовных дел против владельцев ЮКОСа.

Впрочем, сегодняшнее выступление, разумеется, не было посвящено относительно недавней политической истории России. Главная мысль — революция в России "неизбежна и необходима".

"В отсутствии института честных выборов и иных механизмов законной смены власти единственный выход — это революция. Революция в России неизбежна. Вопрос в том, как сделать революцию хотя бы относительно мирной", — одна из цитат экс-олигарха с пресс-конференции.

При этом, подчеркнул он, заниматься политикой ему неинтересно. Но "к сожалению, профессиональные люди, которые занимались политикой в оппозиции, эту функцию выполнять не могут".

"А просто смотреть на происходящее я не могу, поэтому я занимаюсь тем, что мне неинтересно и не нравится", — заявил Ходорковский. По его словам, он работает над тем, чтобы дать обществу альтернативу.

И хотя экс-олигарх опять-таки не в первый раз выражает скепсис в отношении нынешних российских оппозиционеров, парадоксальным образом он работает над "альтернативой" с теми самыми людьми, о способностях которых он не слишком высокого мнения. А то и еще похуже. Взять хотя бы состав участников дискуссий в лондонском клубе "Открытой России".

Но вернемся к пресс-конференции. Деградация российской экономики, по словам Ходорковского, грозит тем, что наша страна уподобится африканским государствам, которые живут за счет природных ресурсов.

"Совершенно очевидно, что вне интеграции с развитыми в технологическом смысле странами мы не сможем поддерживать уровень российской экономики. Я боюсь, что главной проблемой, с которой мы столкнемся, будет потеря технологических школ, потеря кадров, потеря науки, потеря талантливой молодежи", — заявил Ходорковский.

В качестве иллюстрации этого утверждения позволим себе еще одну цитату — из интервью тогдашнего владельца ЮКОСа газете "Коммерсант" в мае 2001 года: "Экспортировать надо нефть. Потому что добавленная стоимость, которую создают наши НПЗ при производстве нефтепродуктов, не перекрывает потери, которые возникают при транспортировке горючего. Одно дело — гнать нефть по трубе, другое — топливо по железной дороге. К тому же иностранцам приходится завозить наши нефтепродукты на свои заводы для переработки — российское горючее не проходит по их стандартам. Поэтому государство должно осознать, что ему выгодно поощрять именно экспорт нефти, а не нефтепродуктов".

Сколько времени прошло, человек мог поменять свою точку зрения? Безусловно. Что, кстати, не мешает ему ее еще раз поменять — например, после "неизбежной и необходимой революции".

Автор Антон Куликов
Антон Владимирович Куликов — журналист, обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить