ВОСТОЧНЫЙ ТИМОР: ГОД СПУСТЯ, о ситуации вокруг самого молодого государства в мире рассказывает португальский корреспондент «ПРАВДЫ On-line»

Прошел почти год после исторического дня 30 августа 2000 года, когда жители Восточного Тимора проголосовали за независимость от Индонезии. Самая молодая страна в мире (хотя и не признанная официально Организацией Объединенных Наций), Восточный Тимор встает на ноги очень медленно.
Это была португальская колония в течение 400 лет, с 1556 года по 1975 год, когда на эту территорию вторглись индонезийские вооруженные силы, с разрешения тогдашнего госсекретаря США Генри Киссинжера. После революции 25 апреля 1974 года португальцы стали покидать эту территорию, индонезийское правительство так же боялось, что волнения в Восточном Тиморе распространятся на соседние острова.
Вначале при президенте Сухарно, затем при Сухарто, который сместил законного президента в результате государственного переворота, индонезийцы установили законы насилия и террора в Восточном Тиморе.
Есть свидетельства того, что за период с 1975 по 1999 годы около трети населения Восточного Тиморы было убито из-за их стремления к независимости. Многие остались в живых только благодаря деятельности движения Борцов за свободу Восточного Тимора, возглавляемого харизматическим поэтом Ханана Гусмро. Этих партизанских сил, использовавших устаревшее оружие, по самым либеральным подсчетам, было не больше 10 тысяч. И они в течение четверти века сдерживали мощь индонезийской армии из своих крепостей, находящихся в горных дождливых лесах. Ханана был схвачен и после судебного шоу приговорен к длительному тюремному заключению в Джакарте.
Португалия начала дипломатическую операцию по освобождению Хананы, чей отец был учителем португальского языка в Дили, центре района. Вскоре подключилось и международное сообщество.
Индонезия, под чрезвычайным давлением международного сообщества, все-таки санкционировала проведение референдума в Восточном Тиморе, восточной половине острова Тимор и анклаве Оэкусси на северном побережье западной половины острова. Выбор был: вхождение в Индонезию или независимость.
Несмотря на волну запугивания, насилия, изнасилований и убийств со стороны проиндонезийской милиции, поддерживаемой индонезийскими вооруженными силами, подавляющее большинство жителей Восточного Тимора (около 80 процентов) проголосовали за независимость.
Разозленная своим поражением, проиндонезийская милиция развернула кампанию убийств и разрушений, избивая мужчин, женщин и детей без разбора… 80% населения ушло в горы.
К предотвращению гуманитарной катастрофы в регионе призвала ООН. Португальцы вышли на улицы в Лиссабоне и в основных городах страны, демонстрируя солидарность с людьми Тимора, которых они считали своими братьями. Вначале туда были посланы вооруженные силы, состоящие в основном из австралийских солдат (соседнее государство, имеющее нефтяные интересы в Тиморском море). Вскоре была организована временная администрация ООН, которую возглавляли Сиргио Виерра де Мелло и Национальный комитет сопротивления Тимора, туда вошли главные политические лидеры Восточного Тимора, президентом стал Ханана Гусмро.
Появился и законодательный орган, Национальный законодательный совет, который находился в стадии становления, есть соглашение о создании FALINTIL, будущих Национальных сил безопасности.
Тем не менее, впереди еще много работы. 80 процентов населения или безработные, или не имеют оплачиваемой работы, в соответствии с последними цифрами о размере заработной платы, подготовленными международной организацией труда.
После провозглашения независимости большинство государственных чиновников покинули восточный Тимор и вернулись в Индонезию, оставив эту новую страну, которая называет себя Timor Loro Sae (земля восходящего солнца) без гражданских служб.
Бывшая колониальная власть, Португалия, отправила на эту территорию учителей, врачей, административный персонал и стремится восстановить здесь систему образования.
Грядущая серьезная проблема национального сообщества в Тиморе заключается в том, что здесь нет единого языка. Только старые люди помнят португальский язык, а для молодежи в течение 25 лет в школах и университете преподавание велось на индонезийском языке. На самом распространенном языке тетум говорит только 80 процентов населения, Вдобавок ко всему, тетум не имеет письменной формы.
При росте инфляции, низкой производительности труда, практически несуществующих инфраструктурах и почти всеобщей безработицей, проблемы социальных волнений очень серьезны сегодня.
Земля восходящего солнца начинает с нуля, ей предстоит длинный путь вперед.

Тим БЭНКРОФТ-ХИНЧИ,
внештатный корреспондент "ПРАВДЫ On-line",
Лиссабон.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить