В Латвии наступает "транзитный голод" - Россия забрала грузопоток у портов, лишив страну надежд на доходы

Латвия поняла: шутки кончились - Россия "забрала" грузовой транзит

В условиях карантина из-за пандемии коронавируса транспортная отрасль Латвии испытывает кризис, сравнимый с тем, что был после Второй мировой войны. Однако после снятия всех ограничений стране "легче не станет".

Аналитики считают, что Латвии надо готовиться к "новой нормальности" по транзиту грузов:

Россия продолжает уводить их в свои порты, лишая прибалтов существенных доходов.

Об этом в эфире радиостанции Baltkom рассказал Талис Линкайтс, министр путей сообщения страны.

Глава транспортной отрасли заявил, что у Латвии в отличие от других прибалтийских стран уже нет конкурентного преимущества по транзиту грузов:

"У Эстонии есть судоходная компания Tallink, которая работает на всю Балтику, а у Литвы — "Литовские железные дороги", преимущество которых заключается в транзите грузов в Калининград и в обратном направлении.

У нас, к сожалению, какого-то такого конкурентного преимущества нет, мы просто должны бороться за грузы, которые идут через наши порты. Сделать это нам не дает Россия — она уводит в свои порты стратегические энергетические грузы".

Линкайтс привел немного статистики:

  • Во всех портах Балтийского моря в первом квартале текущего года был спад перевалки, а Усть-Луга работает в плюсе, там дополнительно идет 2 млн тонн угля по сравнению с 1-м кварталом 2019 года.

"Ясно, откуда этот уголь, — это "наш" уголь, который раньше шел через наши порты", — сказал латвийский министр.

Он отметил, что для латвийского транзита установилась "новая нормальность" — 25 млн тонн грузов в год. Хотя еще в 2016 году через Латвию транзитом прошло 40 млн тонн.

Впрочем, в проблемах экономики Латвии — как и всей Прибалтики — нет ничего неожиданного.

Вот что писала "Правда.Ру" еще в 2016 году.

Прибалтику в 2020 году ждет катастрофа

Глава "Транснефти" Николай Токарев на встрече с президентом Владимиром Путиным сообщил, что компания планирует к 2018 году прекратить экспорт нефтепродуктов через порты Прибалтики. Вместо этого планируется использовать российские порты, где наблюдается профицит мощностей.

"Если в прошлом году там переваливалось порядка 9 млн тонн нефтепродуктов, в этом году — 5 млн. До 2018 года, в ближайшие годы, мы сократим этот грузопоток в район Прибалтики до нуля", — заявил Токарев.

Наряду с падением производства, трудностями с экспортом, связанными с политикой санкций в отношении России, демографической катастрофой, случившейся и продолжающейся в Прибалтике почти сразу после развала СССР, падение доходов от морских портов станет настоящей катастрофой.

Компенсирует ли Евросоюз убытки Прибалтике? И когда, наконец, власти Литвы, Латвии и Эстонии осознают, что, выбрав дружбу с Западом, при этом возненавидев ближайшего соседа, они превратили жизнь своих граждан в ад?

За комментарием Pravda.Ru обратилась к сопредседателю партии "Русский союз Латвии" Мирославу Митрофанову.

— На Евросоюзе решение "Транснефти" никак не скажется, потому что страны Прибалтики — очень малы по сравнению с экономикой ЕС. Касательно потерь для экономики Латвии: за последние годы уже потеряно 20% грузооборота по железным дорогам. В ближайшее время будет потеряно еще до 10 миллионов тонн груза.

Сейчас довольно сложно оценить, насколько уменьшатся поступления в бюджет стран Прибалтики, но они уменьшатся обязательно. Кроме того, к 2020 году заканчиваются структурные проекты, вернее, помощь Евросоюза в рамках политики выравнивания. Все это вместе может вызвать весьма негативный эффект, так называемый идеальный шторм, когда несколько факторов складываются, и в результате общие потери бюджета могут составить до трети объема.

Естественно, такое развитие событий грозит катастрофой для социальной сферы. Сокращение бюджетных расходов идет всегда за счет наименее защищенных, наиболее бедных людей — будут резать пенсии, зарплаты бюджетникам и так далее. Экономика-то выживет. Но как это переживут простые граждане?

Собеседник "Правды.Ру" также отметил, что грядущий экономический спад в Прибалтике наверняка не повлияет на расклад политических сил. Политическая система в этих странах "абсолютно не зависит от экономики". Для этого должны быть другие условия. Например,

"более широкая геополитическая ориентация политических элит".

Говоря конкретнее, Мирослав Митрофанов рассказал о том, как грядущие перемены отразятся на городах Вентспилсе и Риге. Вентспилс — портовый город в Латвии, расположенный на берегу Балтийского моря около устья реки Венты.

— Самый большой удар по Вентспилсу был нанесен, когда фактически прекратился экспорт или транзит по трубопроводу (в середине 2000-х Россия переориентировала грузовой поток на использование своих национальных балтийских портов, что фактически поставило под сомнение перспективы Вентспилсского порта).

После этого власти города предприняли ряд мер для компенсации убытков, они вложились в газопромышленное производство. В результате, в десятки раз увеличилось количество промышленных предприятий. Немалые средства были выделены на туристическую сферу. Поэтому, к дальнейшему сокращению доходов от экспорта Вентспилс в какой-то степени адаптировался.

Для Риги потери будут очень существенными, потому что рижский свободный порт — это одна из главных опор и бюджета города, да и государственного бюджета тоже. Здесь потери будут иметь более существенные последствия.

В заключение беседы эксперт усомнился в том, что повышение тарифов спасет морские порты Прибалтики.

Дело в том, что поднятие тарифов в таких условиях еще больше оттолкнет потенциальных экспортеров, потому что существует рынок. Балтийские страны и так не могут между собой договориться по единой экономической политике, они конкурируют между собой, предлагают те же самые условия, услуги перевалки, транзита и так далее. Поэтому договориться и одновременно повысить тарифы они вряд ли смогут.

"Прибалтийские страны могли бы, например, принять политическое решение — выступить за отмену или смягчение санкций в отношении России и надеяться на сохранение части объема транзита. Однако я не очень верю в такой исход, поскольку зарабатывают на транзите одни люди, а руководят страной другие. Это совершенно непересекающиеся сообщества.

Те люди, которые сейчас находятся у власти, имеют другие статьи доходов, и у них будут другие возможности заработать даже в случае полной потери транзита", — заключил Мирослав Митрофанов.

Похожую позицию по этому вопросу занимает депутат городского совета Клайпеды, кандидат в депутаты Сейма Вячеслав Титов.

"Россия и так уже сбавила транзит через порт Клайпеды, в основном на сегодняшний день железные дороги Литвы и порт, они оказывают услуги транзита Белоруссии. Я сейчас являюсь кандидатом в депутаты сейма в одномандатном округе Балтии. Даже на дебатах 11 числа в основном все партии выступают за сохранение санкций, за сохранение враждебной риторики в отношении России.

К сожалению, я был единственный, кто сказал, что наоборот нужно дружить с Россией, формировать партнерские отношения, предсказуемые, потому что от санкций выиграла только Россия, простой литовский предприниматель от этого пострадал", — рассказал Вячеслав Титов.

Он также отметил, что единственным верным решением для всех стран Прибалтики будет нормализация отношений с Россией. "Должна меняться риторика, Литва должна быть предсказуемым партнером, на которого можно положиться. Тогда и российские компании пересмотрят свое отношение к нам", — резюмировал господин Титов.

Отметим, что решение "Транснефти" наверняка обосновано прагматическими интересами и не имеет политической подоплеки. Компания ориентируется на отечественные порты и вполне разумно с осторожностью относится к бизнесу в странах, с откровенно враждебной России обстановкой.

Однако касательно действий властей прибалтийских стран возникает вопрос — неужели политическая ангажированность настолько нивелирует экономические интересы? Об этом читайте в интервью Правде. Ру президента Центра стратегических коммуникаций Дмитрия Абзалова.

Важно подчеркнуть, что превращение Прибалтики в дикую Африку связано не только с экономикой и демографией. Это во многом вопрос менталитета, который годами деформируется под воздействием околонацистских идей. Подобно тому, как пуштуны Афганистана живут верой и войной, прибалтийские националисты живут ненавистью к русским и верой в помощь НАТО.

Читайте также:

Страны Балтии: от политики к жульничеству

Латвия на подступах к геноциду русских

Читайте последние новости Pravda. Ru на сегодня

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить