Магнитное поле Урана переставляет полюса планеты каждый день

Очень нестабильном оказалось магнитное поле Урана. Ученые заявляют: каждый день эта планета-гигант меняет местами свои полюса. Об этом рассказывается в статье, опубликованной в журнале JGR: Space Physics.

Исследователи выяснили, что магнитный щит Урана не стоит на месте и его положение очень сильно зависит, помимо всех остальных факторов, от того, как он вращается вокруг своей оси.

"Эта особенность отличает Уран от Земли или любых других планет Солнечной системы", — заявил Кэрол Пати (Carol Paty) из Технологического института Джорджии в Атланте (США).

Второй особенностью Урана является то, что Уран вращается "лежа на боку". Ось вращения планеты находится в плоскости ее орбиты. При этом на угол в 60˚ сдвинуты относительно географических магнитные полюса Урана. К примеру, это отклонение у Земли составляет 11˚. Именно это позволяет пользоваться магнитным компасом для того, чтобы определить направление на географический полюс.

Ученые полагают, что сдвиг магнитных полюсов связан с тем, что магнитное поле планеты генерирует соленый океан, скрытый под ее плотной атмосферой. Причиной этого сдвига и того, почему планета вращается на "боку", как сегодня считают планетологи, была серия мощных столкновений Урана с крупными "зародышами" планет в далеком прошлом.

Еще одну необычную черту магнитного поля Урана узнали ученые, пытаясь воспроизвести то, как магнитное поле и атмосфера планеты-гиганта взаимодействует с солнечным ветром.

Эти необычные данные, которые ученые до сих пор не могли объяснить, были получены еще в 1986 году, когда мимо Урана пролетел зонд "Вояджер-2", получивший первые фотографии и научные данные о планете-гиганте и ее спутниках.

Необычность этих данных заключалась в том, как рассказывают астрономы, что атмосфера Урана в одни дни была "закрыта" магнитным щитом и не бомбардировалась частицами солнечного ветра, а в другие — была полностью беззащитна перед его напором.

Делая расчеты, ученые выяснили, что в определенные времена года, такие как дни зимнего или летнего солнцестояния, магнитное поле Урана выглядит как своеобразный гигантский "рубильник", переключающий положение полюсов планеты каждые 18 неполных часов, ровно через одни сутки на Уране.

Схожим образом, как считает Пати, могут себя вести и другие планеты, похожие на Уран, десятки которых были открыты за последние годы телескопом "Кеплер" и другими обсерваториями.

Изучение Урана может стать ключом к понимаю,  как устроены такие планеты и может ли жизнь существовать на их спутниках, если они находятся внутри "зоны жизни", заключают ученые.