Вся Австралия ходит ходуном из-за зим в Европе

Австралия, как выяснили ученые, не стоит на месте, а "шатается", сдвигаясь на несколько миллиметров на северо-запад и на юго-восток при наступлении лета или зимы из-за изменений в положении центра массы Земли, связанных с накоплением или таянием снега в Европе, говорится в статье, опубликованной в журнале JGR: Solid Earth.

"Эти сдвиги незаметны для нас, но их следы можно увидеть в мировом океане. Распределение воды по земле меняется с наступлением каждой новой зимы или лета. Это движение вызывает заметную для спутников деформацию всего Австралийского континента", — рассказывает Шин-Чань Хань (Shin-Chan Han) из университета Ньюкастла в Каллахэне (Австралия).

Ученые пришли к такому выводу, пытаясь понять, почему данные со спутников и австралийских наземных станций слежения GPS необычным образом расходятся с гравитометрическими картами, которые были получены при помощи зондов GRACE при изучении структуры недр Австралии.

Исследователи обнаружили, что Австралия фактически не стоит на месте, а периодически сдвигается на чуть больше миллиметра на северо-запад и на юго-восток в тот момент, когда в южном полушарии наступает лето (январь в России) и зима (июнь в нашей стране). Более того, северо-западная часть континента по каким-то загадочным причинам "погружалась" в пучины моря и недр Земли на 2-3 миллиметра, а юго-восточная часть Австралии, наоборот, поднималась.

Тогда ученые объединили данные с 14 различных станций слежения GPS, установленных на территории Австралии, с информацией со гравитометрических спутников НАСА. Выяснилось, что виновниками этого континентального "шатания" оказались два крайне далеких от Австралии объекта – Европа, расположенная почти на обратной от нее стороне Земли, и центр массы Земли, находящийся почти в центре ядра нашей планеты.

По словам ученых, положение центра масс не постоянно и оно постоянно меняется в результате массовых перемещений воды по поверхности Земли. К примеру, во время зимы в северном полушарии большие количества льда и снега покрывают Европу и Азию, тогда как летом вся эта вода обычно попадает в океан.

Вся эта снежная и ледовая масса обладает огромным весом, который в буквальном смысле давит на породы Земли под ней, заставляя центр масс смещаться в сторону Европы и Азии. Это смещение, в свою очередь, "утягивает" за собой Австралию, заставляя ее пошатнуться в сторону северо-запада и погрузиться внутрь Земли, в направлении ядра планеты. Когда наступает лето и большая часть снега и льда тает, происходит обратное, и центр массы, вместе с Австралией, возвращается на свое место.

Теперь это объясняет то, почему спутники GPS делают те ошибки. Ученые считают, что следует учитывать в работе всех навигационных систем для повышения их точности и точного измерения ряда крайне важных климатических параметров, таких как рост уровня моря.

Ранее Pravda.Ru писала, что в связи со сдвигом тектонической плиты под Австралией могут возникнуть неполадки при работе GPS. К такому выводу пришли ученые. За последние 22 года континент сдвинулся на 1,5 метра к северу.

Сдвиг плиты может отразиться на работе GPS, потому что в последний раз координаты Австралии как раз измерялись в 1994 году, когда положение тектонических плит было совсем другим.

В связи с такой ситуацией Австралия приняла решение обновить координаты к концу текущего года. Кроме того, специалисты хотят провести замеры с учетом дальнейших сдвигов плит до 2010 года. То есть с небольшим "запасом". После 2020 году в Австралии планируется запустить автоматическую систему обновления координат на всем материке.