Слух под подозрением: трудности со слухом оказались связаны с умом, а не ушами — парадокс раскрыт

Представьте себе оживлённый ресторан, где десятки голосов звучат одновременно. Одни люди легко вычленяют речь собеседника из этого хаоса, другим же кажется, что все звуки сливаются в одно сплошное бормотание. Ученые выяснили: причина может быть вовсе не в слухе, а в когнитивных способностях — прежде всего в уровне интеллекта.

Исследование, опубликованное в журнале PLOS One, показало: даже при нормальном слухе различие в восприятии речи в шуме напрямую связано с IQ. Люди с более высоким интеллектом лучше справлялись с задачей "выделения" одного голоса среди многих.

Как проводилось исследование

Работу возглавила профессор оториноларингологии Вашингтонского университета Бонни Лау. В исследование включили три группы добровольцев:

  • 10 человек с диагнозом аутизм,
  • 12 с фетальным алкогольным синдромом,
  • 27 нейротипичных участников (контрольная группа).
  • Возраст испытуемых — от 13 до 47 лет.

Сначала специалисты проверили слух всех участников и убедились, что он в норме. Затем добровольцы прошли тест в наушниках: нужно было следить за мужским "основным голосом" среди двух других (иногда мужских, иногда разнополых). Все произносили одну и ту же фразу с кодовым словом, цветом и числом. Например: "Готов, Орел, иди к зеленой пятерке".

Задача заключалась в том, чтобы выделить именно основной голос и правильно отметить параметры, игнорируя фоновую речь. После теста каждый испытуемый прошёл стандартное тестирование IQ.

Результат оказался однозначным: добровольцы с низкими когнитивными способностями заметно хуже справлялись с заданием. Причём зависимость прослеживалась во всех трёх группах, независимо от диагноза.

"Не обязательно иметь потерю слуха, чтобы испытывать трудности с восприятием речи в ресторане или другой шумной обстановке", — пояснила профессор Бонни Лау.

Почему интеллект важен для "слухового фильтра"

Когда человек слушает речь в толпе, его мозг решает сразу несколько задач:

  1. Разделяет речевые потоки, выделяя важный сигнал.
  2. Подавляет характеристики мешающего шума.
  3. Расшифровывает слова и слоги.
  4. Формирует смысловую реакцию.

Каждый этап требует когнитивных ресурсов. Люди с высоким IQ лучше справляются с такой нагрузкой, тогда как у людей с низким интеллектом мозг быстрее "перегружается".

Сравнение: слуховые и когнитивные факторы

Фактор Роль в восприятии речи Проверка Ограничения
Слух (аудиометрия) Обеспечивает физическое восприятие звука Аудиологическое тестирование Участники исследования имели норму
Когнитивные способности Определяют, насколько эффективно мозг "фильтрует" речь Тесты на IQ, когнитивные задачи Сильно различаются у людей

Советы шаг за шагом: как облегчить восприятие речи в шуме

  1. Старайтесь занимать место ближе к источнику речи (например, передняя парта в классе).
  2. Используйте визуальную поддержку — смотрите на губы и мимику говорящего.
  3. Уменьшайте количество фоновых раздражителей (музыка, телевизор).
  4. Применяйте тренировки слухового внимания — упражнения, игры, аудиотренинги.
  5. В сложных случаях используйте вспомогательные слуховые устройства (усилители речи, направленные микрофоны).

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ошибка: считать, что плохое понимание речи в шуме = потеря слуха.
  • Последствие: неверная диагностика и неэффективное лечение.
  • Альтернатива: комплексная проверка слуха и когнитивных функций.
  • Ошибка: игнорировать жалобы детей с трудностями в шумной среде.
  • Последствие: проблемы с учёбой и концентрацией.
  • Альтернатива: адаптация среды (пересадить ближе к учителю, снизить шум).

А что если применить это в школах?

Если учитывать когнитивные особенности учеников, можно повысить эффективность обучения. Например, школьников с низкими показателями IQ стоит размещать ближе к источнику речи и уменьшать шумовые помехи. Это не только облегчит восприятие, но и снизит уровень стресса.

Плюсы и минусы нового подхода

Плюсы Минусы
Позволяет объяснить трудности восприятия речи при нормальном слухе Небольшой размер выборки в исследовании
Помогает адаптировать образовательные стратегии Требуются новые методики диагностики
Может снизить когнитивную нагрузку у детей и взрослых Не исключает влияние других факторов (усталость, стресс)

FAQ

Как понять, связаны ли мои трудности с IQ или со слухом?

Нужно пройти аудиометрию и когнитивное тестирование. Если слух в норме, проблема может быть в обработке информации.

Сколько стоит диагностика?

Стандартная проверка слуха — от 2 до 5 тысяч рублей, когнитивное тестирование — от 5 до 15 тысяч, в зависимости от центра.

Можно ли "натренировать" мозг лучше слышать в шуме?

Да, существуют когнитивные тренировки внимания и слухового восприятия, которые помогают улучшить результаты.

Мифы и правда

  • Миф: если вы плохо слышите речь в шуме — у вас проблемы со слухом.
  • Правда: слух может быть в норме, а трудности связаны с когнитивными процессами.
  • Миф: IQ не влияет на восприятие речи.
  • Правда: чем выше интеллект, тем легче мозг фильтрует фоновые голоса.
  • Миф: такие проблемы есть только у людей с диагнозами.
  • Правда: с этим может столкнуться любой человек.

Исторический контекст

  1. 1950-е — первые исследования "эффекта коктейльной вечеринки" (способность выделять голос в шуме).
  2. 1990-е — развитие когнитивной нейронауки, акцент на роли мозга.
  3. 2020-е — исследования связи IQ и восприятия речи в шуме.

3 интересных факта

  1. Термин "эффект коктейльной вечеринки" появился в 1953 году.
  2. Даже у людей с абсолютно идеальным слухом могут быть трудности в шуме.
  3. У музыкантов восприятие речи в шумной среде обычно лучше, чем у обычных людей — благодаря тренировке слухового внимания.

Учёные отмечают, что восприятие речи в шуме напрямую связано с уровнем усталости и стрессом. Даже у людей с высоким IQ способность "фильтровать" голоса может снижаться после тяжёлого рабочего дня или при недосыпе. Поэтому важную роль играет режим сна и отдыха: полноценный сон не только восстанавливает когнитивные ресурсы, но и улучшает концентрацию внимания, что особенно заметно в сложных акустических условиях.

Автор Анна Маляева
Анна Маляева — журналист, корреспондент медиахолдинга Правда.Ру
Куратор Елена Андреева
Елена Андреева— заместитель директора ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава России — директор Института репродуктивной медицины