Представьте себе оживлённый ресторан, где десятки голосов звучат одновременно. Одни люди легко вычленяют речь собеседника из этого хаоса, другим же кажется, что все звуки сливаются в одно сплошное бормотание. Ученые выяснили: причина может быть вовсе не в слухе, а в когнитивных способностях — прежде всего в уровне интеллекта.
Исследование, опубликованное в журнале PLOS One, показало: даже при нормальном слухе различие в восприятии речи в шуме напрямую связано с IQ. Люди с более высоким интеллектом лучше справлялись с задачей "выделения" одного голоса среди многих.
Работу возглавила профессор оториноларингологии Вашингтонского университета Бонни Лау. В исследование включили три группы добровольцев:
Сначала специалисты проверили слух всех участников и убедились, что он в норме. Затем добровольцы прошли тест в наушниках: нужно было следить за мужским "основным голосом" среди двух других (иногда мужских, иногда разнополых). Все произносили одну и ту же фразу с кодовым словом, цветом и числом. Например: "Готов, Орел, иди к зеленой пятерке".
Задача заключалась в том, чтобы выделить именно основной голос и правильно отметить параметры, игнорируя фоновую речь. После теста каждый испытуемый прошёл стандартное тестирование IQ.
Результат оказался однозначным: добровольцы с низкими когнитивными способностями заметно хуже справлялись с заданием. Причём зависимость прослеживалась во всех трёх группах, независимо от диагноза.
"Не обязательно иметь потерю слуха, чтобы испытывать трудности с восприятием речи в ресторане или другой шумной обстановке", — пояснила профессор Бонни Лау.
Когда человек слушает речь в толпе, его мозг решает сразу несколько задач:
Каждый этап требует когнитивных ресурсов. Люди с высоким IQ лучше справляются с такой нагрузкой, тогда как у людей с низким интеллектом мозг быстрее "перегружается".
| Фактор | Роль в восприятии речи | Проверка | Ограничения |
| Слух (аудиометрия) | Обеспечивает физическое восприятие звука | Аудиологическое тестирование | Участники исследования имели норму |
| Когнитивные способности | Определяют, насколько эффективно мозг "фильтрует" речь | Тесты на IQ, когнитивные задачи | Сильно различаются у людей |
Если учитывать когнитивные особенности учеников, можно повысить эффективность обучения. Например, школьников с низкими показателями IQ стоит размещать ближе к источнику речи и уменьшать шумовые помехи. Это не только облегчит восприятие, но и снизит уровень стресса.
| Плюсы | Минусы |
| Позволяет объяснить трудности восприятия речи при нормальном слухе | Небольшой размер выборки в исследовании |
| Помогает адаптировать образовательные стратегии | Требуются новые методики диагностики |
| Может снизить когнитивную нагрузку у детей и взрослых | Не исключает влияние других факторов (усталость, стресс) |
Нужно пройти аудиометрию и когнитивное тестирование. Если слух в норме, проблема может быть в обработке информации.
Стандартная проверка слуха — от 2 до 5 тысяч рублей, когнитивное тестирование — от 5 до 15 тысяч, в зависимости от центра.
Да, существуют когнитивные тренировки внимания и слухового восприятия, которые помогают улучшить результаты.
Учёные отмечают, что восприятие речи в шуме напрямую связано с уровнем усталости и стрессом. Даже у людей с высоким IQ способность "фильтровать" голоса может снижаться после тяжёлого рабочего дня или при недосыпе. Поэтому важную роль играет режим сна и отдыха: полноценный сон не только восстанавливает когнитивные ресурсы, но и улучшает концентрацию внимания, что особенно заметно в сложных акустических условиях.