Певческие шоу на телевидении -кальки с зарубежных программ

С чьего голоса поют певческие телешоу?

 Как это ни парадоксально, но даже сейчас, учитывая ту свободу информации, которую дает всемирная паутина, многие люди продолжают смотреть телевизор. Что же они там такого интересного находят, особенно в прайм-тайм? Многие любят певческие шоу — те, в которых разыскивают пока никому не известных самородков — будущих звезд, либо те, где уже зарекомендовавшие себя звезды изгаляются над собой и своим творчеством разными изощренными способами. В последнее время на слуху такие передачи, как "Фактор А", "Голос" и "Один в один". О них и поговорим.

Все эти шоу объединяет столь излюбленная в последнее время концепция, подкупающая, видимо, своей простой: кто-то что-то поет, кто-то кого-то за это судит.В "Фактор А" и "Голос" конкурсанты никому неизвестны: это юные дарования, которых строго и справедливо судит звездное жюри.

Шоу "Голос" построено по стандартной схеме, но с определенной фишкой: важен голос и только голос. Все четыре члена жюри — Пелагея, Дима Билан, Александр Градский и Леонид Агутин — на первом этапе работы с каждым конкурсантом сидят к ним спиной и выбирают понравившихся им исполнителей путем нажатия на кнопку, которая приводит в действие механизм, разворачивающий кресло. Таким образом, каждый из четырех наставников набирает себе команду, членов которой потом учит многочисленным элементам шоу-бизнеса и время от времени выступает вместе с ними.

Шоу стартовало на первом канале в октябре 2012 года. В социальной сети "Вконтакте" на группу, посвященную "Голосу", подписаны 122 тысячи человек. Программа — калька с голландского телеконкурса "The Voice of Holland". Показ первого сезона завершился под новый год, и победительница конкурса Дина Гарипова, которой занимался Градский, уже у всех на слуху — 22-летнее юное дарование из Татарстана представит Россию на "Евровидении". Девушку прозвали "русской Аделью" за ее полноту и сильный голос. Ее песня "What If" мало чем отличается от стандартных незамысловатых песенок "Евровидения", хотя стоит признать, что поет девушка действительно хорошо и, возможно, Дина даже может рассчитывать на тройку призеров. Остается надеяться, что продюсеры не убьют в ней индивидуальность, остервенело пытаясь сделать из нее очередной ответ Западу. В этом состоит одна из главных проблем таких шоу — жюри ищут и находят голоса, а не таланты. Это не одно и то же.

"Фактор А" — калька с западного шоу "X-factor", суть которого предельно проста — типичнейший стандартный конкурс талантов. Люди приходят, проходят кастинг, поют, их оценивают. Съемки с первых кастингов запечатлевают тысячи желающих попасть на прослушивание и плотное полицейское оцепление. Шоу запустил канал Россия 1, и курирует его сама Алла Борисовна Пугачева. Она лично отсматривает и прослушивает конкурсантов, критикует, дает советы и, как она сама говорила, "ждет чуда, ждет чего-то нового". После этих слов с легкой грустью вспоминается клубная сцена России, на которую приходят и уходят десятки действительно интересных музыкальных коллективов, подкупающих как прекрасными голосами или прекрасной техникой игры, так и искренностью и уникальностью творчества.

 Читайте также: "Евровидение": закулисье политических дрязг 

На группу, посвященную "Фактору А", подписались 22 тысячи пользователей "Вконтакте".Не так давно интернет стал пестрить заголовками типа "Алла Пугачева покидает собственное шоу из-за низких рейтингов". Действительно, "Фактор А" стали смотреть гораздо меньше народу, предпочитая новый проект первого канала "Один в один"."Один в один" мы причислим ко второй группе "певческих" шоу: десяток самых разных звезд пытаются прыгнуть выше головы, демонстрируя себя в совершенно необычном для себя образе.

Юлия Савичева, Тимур Родригес, Алексей Кортнев, Сати Казанова и еще нескольких человек гримируют под другую известную личность и заставляют исполнять ее хит в характерной именно для выбранной звезды манере. Шоу показывает Первый канал, сейчас оно в самом разгаре, в прошлых выпусках имели место, например, такие вот перевоплощения: Тимур Родригез стал Людмилой Гурченко, Юлия Савичева стала Кайли Миноуг, а позже Стасом Михаиловым, Сати Казанова превратилась в Рианну, Анастасия Стоцкая стала сначала Лайзой Минелли, затем Бритни Спирс, Алексей Чумаков (кстати, один из финалистов "Народного артиста", еще одного шоу типа "Голоса") блеснул в роли Стива Уандера, Сергей Пенкин перевоплотился в Льва Лещенко и Луи Армстронга, и это еще не все.

Глядя на весь этот список, равно как и на сам зачин программы, хочется процитировать слова того же Кортнева, которые он произнес в одном популярном фильме: "Возникает вопрос — "зачем?"". Зачем певцам становится теми, кем они не являются, петь нетипичным и непривычным для них тембром? Какой смысл бросать себе такой нелепый вызов? В этом нет ни капли смысла и ни капли творчества. Единственное — конечно, эфир "Первого канала" — великолепный способ привлечь внимание к своей персоне. Но стоит ли это того, чтобы превращать собственное творчество — а кое-кто из них, тот же Кортнев, например, в отрыве от этой вакханалии все-таки занимается настоящим творчеством — в клоунаду?

"Кто же такое смотреть будет, батюшки святы!", — вероятно, спросите вы. Ну, судя по "Вконтакте", 12 тысяч человек. На самом деле тех, кто, глядя на загримированную под Стаса Михайлова Юлию Савичеву, которая, захлебываясь в хрипотце, пытается имитировать его манеру пения, не теряет веру во что-то прекрасное, гораздо больше этих 12 тысяч.

"Вот говорили мне, нельзя с утра до ночи смотреть телевизор", — жаловалась в известном мультике Фрекен Бок, обрисовав тем самым невеселую российскую телевизионную действительность. Конечно, все эти шоу стоят на уровень выше бедственной Фабрики звезд — здесь хотя бы можно время от времени услышать действительно красивые голоса. Но стоят ли они того, чтобы тратить на них драгоценное время?

Вообще, если учесть, что почти все современные российские шоу — это чужие идеи, приятно, что две неповторимых и уникальных для Российского телевидения передачи — КВН и Что? Где? Когда? — продолжают здравствовать и активно просматриваться. Пускай это не имеет отношения к нашей сегодняшней теме, зато мы закончим на позитивной ноте.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Борис Стародубцев
Борис Стародубцев — журналист, лингвист, переводчик, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить