Человеку должно быть удобно поступать красиво

Пожаловаться с телеэкрана на душевную черствость и нежелание творить добро, свойственные испорченным людям двадцать первого века, любят сейчас многие, от политиков до певцов. Естественно, не забыв между строк "тонко" намекнуть на собственные заслуги в области умножения прекрасного в мире.

198927.jpegИногда завершением пафосной речи бывает реклама своего благотворительного фонда или очередной акции спасения - на случай, если кто-то вдруг проникся и надумал исправиться под чутким руководством духовно продвинутых кумиров.

Некоторые ораторы настолько убедительны, что почти верится в жестокость нового поколения, слезы жалости к красочно описанным страдальцам наворачиваются на глаза, и становится стыдно за собственное равнодушие. А еще, конечно, хочется принять участие в чем-то глобально-добром и позитивном, помочь другим и почувствовать себя немного дедом Морозом. Прямо сейчас. Немедленно. Пока еще не поздно.

Вот здесь присказка заканчивается и начинается сказка. Сказка о том, как длинна и трудна дорога к любому хорошему поступку, и виновата, к сожалению, вовсе не мифическая черствость обывателей. К сожалению потому, что с черствостью бороться было бы намного проще - хотя бы и теми же бесконечными слезоточивыми речами по телевизору и показами трогательных фотографий.

Проблема намного глубже. Каждый порыв творить добро, возникший у человека, старательно губится на корню на бюрократическом уровне.

Не первый месяц известные люди при поддержке властных структур усиленно призывают население сдавать кровь, объявляют "дни донора", флешмобы в интернете, привлекают врачей, рассказывающих о том, как из-за нехватки донорской крови умирают дети. В больнице же нашего района тем временем на двери реанимации красуется объявление "кровь принимается по средам с 12.00 до 15.00 в корпусе N 4а, левое крыло".

Создается впечатление, что на самом деле больнице никакой донорской крови не нужно. Нужен лишь повод публично пожаловаться на нехватку чего-нибудь. Требовалась бы кровь - создали бы условия, удобные для тех, кто готов безвозмездно ее отдать, но вряд ли готов отпрашиваться посередине недели с работы ради увлекательной игры "ориентирование на местности".

Человеку должно быть УДОБНО поступать красиво и правильно. Более того - ему должно быть удобнее поступать правильно, нежели нарушать этические нормы или игнорировать их. И никак не наоборот. Если заставлять людей тратить огромное количество сил, чтобы сотворить добро, если ставить препятствия на каждом шагу, то вряд ли многие выберут путь духовного совершенствования, бескорыстной помощи и прочих прекрасных вещей.

Банальный пример. В кафе быстрого питания большинство посетителей убирают за собой подносы с остатками еды, а в некоторых городских парках люди кидают банки и бумажки прямо под ноги. Значит ли это, что любители фаст-фуда - существа культурные, а те, кто вышел подышать воздухом - наоборот?

Все проще. Руководство кафе поставило поблизости от столиков многочисленные урны, а местные органы власти о мусорных контейнерах в парках не позаботились (о чем еще они не позаботились и вечную проблему общественных туалетов я даже поднимать не хочу). Людям не сложно пройти пять шагов, чтобы опустить бумажку в специальный контейнер, но никому не хочется класть мусор в сумку и носить его с собой часами.

Вот и получается режим наименьшей энергозатратности. Удобнее поступить красиво и выбросить в урну - практически никто мимо не промахивается. Вынуждают становиться свиньей - соответственно, не противятся.

Не один, не два и даже не три человека из числа моих знакомых после сообщений о сиротах, нуждающихся в различных вещах, принимали решение по мере сил помочь детским домам одеждой и книжками-игрушками. И эти души прекрасные порывы натыкались на традиционный ответ администрации: "Мы берем только новое, с бирочками и в упаковке".

Пока никто не может найти загадочному явлению разумное объяснение. В большинстве российских семей кофточки-штанишки традиционно переходят от старших детей к младшим, поскольку малыши растут быстро и не успевают снашивать вещи до дыр. Многие родители, собирая "приданое" новорожденным, охотно принимают в подарок одежду, которая не пригодилась младенцам друзей и приятелей. Книги и вовсе не имеют "срока годности", передаваясь из рук в руки неоднократно.

Так почему то, что нормально практически для всех детей в стране, вдруг становится не подходящим для сирот? Особенно, если они действительно нуждаются?  Логична только одна версия происходящего: без бирочек и упаковки неучтенные волонтерские подарки будет нелегко продать. Но как же не хочется думать о людях плохо...

Возвращаясь к медицине и медикам - не знаю, кто именно пишет для них нормативы и правила, но временами путь к бескорыстной помощи из-за этих правил становится не только длинным, но и извилистым. В свое время мне удалось достать для мамы редкое и очень дорогое лекарство, которое производит один-единственный завод в мире в ограниченном количестве, и рецепт проходит десяток согласований.

После маминой смерти в холодильнике остался полноценный курс препарата стоимостью в несколько тысяч долларов. Я наивно попыталась вернуть его в больницу, зная, что люди умирают, не дождавшись квоты. "Мы не имеем права принимать лекарства от населения", - равнодушно сообщили в справочной.

198928.jpegАналогичный ответ я получила в отделении. Потом - в другой больнице. В третьей. Дать мне телефоны родственников тех пациентов, которые нуждаются в препарате, они тоже не имеют права. Еще они не имеют права записать мой телефон и продиктовать тем, кто безуспешно пытается достать это лекарство. И даже закрыть глаза на то, что я сама приеду и повешу в приемной объявление, они тоже права не имеют.

"И что мне тогда делать с ампулами?" - поинтересовалась я у очередных заботливых медработников. "Да что хотите. Не нужны - выбросите".

Выбросить, конечно, рука не поднялась. В результате через знакомых я нашла врача, который сумел забрать препарат и воспользоваться - вероятно, не совсем официально. Передавали, что удалось спасти маленького мальчика из другого города - он мог просто не дождаться квоты.

Вот такая сказочка со вроде бы хорошим концом. Хорошо закончились и истории знакомых, пожелавших помочь сиротам, - они разыскали волонтерские организации, забирающие вещи без бирок для региональных детских домов. И даже потенциальные доноры в большинстве своем все-таки добираются до пунктов сдачи крови, работающих по нормальному графику в доступных местах.

Но как обидно, когда понимаешь, что часть благих намерений из-за обилия ненужных препятствий уходит в пустоту. И как же жаль, что столько энтузиазма, сил и времени приходится тратить не на самую полезную деятельность, а на удары головой в бюрократические стены.

Автор Стелла Чиркова
Стелла Чиркова — писатель, журналист, колумнист, телеведущая *
Обсудить