Мошенничества со стороны экстрасенсов-шарлатанов

Шарлатаны вредят настоящим экстрасенсам

Шарлатанов, обещающих чудесное исцеление от всех болезней или улучшение судьбы, с каждым годом становится все больше. Этому во многом способствуют доверчивые граждане, которые готовы поверить в любые чудеса, обещания и рекламные объявления. И цена подобного доверия не только большие денежные убытки, но иногда и потеря драгоценного здоровья.

В Пензенской области сотрудники полиции заняты проверкой довольно необычной жалобы. С ней к правоохранителям обратилась жительница "закрытого административно-территориального образования" (в просторечье — "почтовый ящик") Заречный, ставшая жертвой откровенной аферы.

13 мая, увидев по телевизору рекламный ролик с предложением услуг от местного экстрасенса, жительница Пензенской области решила поправить с помощью экстрасенсорики пошатнувшееся здоровье. Позвонив первый раз по указанному в ролике номеру, жаждущая исцеления гражданка услышала женский голос, предложивший ей перевести по названному адресу 19 тысяч рублей. Доверчивая женщина, не задумываясь, перевела деньги через банк.

Во время второго звонка тот же голос сообщил, что необходимая помощь уже оказана экстрасенсом заочно, но для закрепления эффекта необходимо добавить на тот же счет еще 22 тысячи рублей. Эта просьба также была незамедлительно выполнена. После чего женщина, как Буратино из известной сказки, стала ожидать "урожай", то бишь улучшения здоровья. Однако улучшения так и не наступило и женщина обратилась с заявлением в полицию.

Пензенским правоохранителям, конечно, не позавидуешь — поскольку сфера так называемого народного целительства очень туманна и неоднородна. Советскую Фемиду подчас справедливо ругали за излишне жесткое отношение к травникам, костоправам и другим "народным медикам" — но и нынешняя ситуация почти тотальной вседозволенности тоже не внушает особого оптимизма.

Согласно ст. 57 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" занятие целительством допускается после выдачи таким целителям специального диплома. А диплом этот выдается территориальными медицинскими управлениями.

Действует он обычно 3 года — и только на территории этого территориального образования. Что, признаться, не очень логично — почему действительно целитель, получивший разрешение на свою работу, скажем, в Москве, не имеет права практиковать в том же Петербурге? При таком подходе можно дойти и до разрешения выпускникам медвузов работать в больницах только своего региона, а не по всей России, как сейчас.

Конечно, дипломы целителей должны выдаваться не просто так — а с медицинской проверкой качества их работы. То есть, будь-то травник, будь-то экстрасенс должны доказать медикам, что больным от их работы становится действительно лучше. Насколько это требование реально выполняется — вопрос другой…

Читайте также: "Человек - это аналог мобильного аппарата"

Однако само понятие "целитель" в настоящее время трактуется законодательством больно уж широко. Да, в юридической литературе можно встретить немало вполне здравых мнений, вроде такого: "Не является частной медицинской практикой применение способов, объективно не способных привести к профилактирующему и исцеляющему эффекту, диагностированию заболеваний (шаманство, ворожба, колдовство и т. п. шарлатанство). При наличии умысла виновного на грубый обман граждан в целях получения от них материальной выгоды такие действия квалифицируются по ст. 159 "Мошенничество"

Увы, базовая группа 3242 Общероссийского классификатора занятий дает описание деятельности в том числе целителей, лечащих "психические и физические заболевания с помощью биоэнергетического воздействия, внушения, молитв и подобных методов".

Их обязанности включают:

лечение психических и физических заболеваний силой внушения, молитв, путем коррекции биоэнергетических полей;

консультирование относительно правильного поведения, образа жизни и веры в целях сохранения физического и психического здоровья и улучшения самочувствия…

Право, при прочтении этих строк возникает ощущение стойкого дежавю — где-то мы уже это слышали. В криминальных хрониках, например. Так что, с этой точки зрения к предприимчивому экстрасенсу из Пензенской области не подкопаешься. Ну мало ли, что он с пациенткой ни разу не встретился и даже не поговорил? А может, он наделил исцеляющей силой свою ассистентку. И, потом, если в экстрасенсорике существует "лечение по фотографии" — почему бы не появиться и "лечению по телефону"? В том числе, через близкого к "целителю" человека — вроде рецептов от графа Калиостро из известного фильма "Формула любви".

Так что, как не стараются трезвомыслящие медики, ученые, правоохранители запретить шарлатанство и процветающее на его основе мошенничество — получается это у них не очень. То есть, конечно, некоторые меры все же предпринимаются. Например, Указ Президента РФ от 17 февраля 1995 г. № 161 "О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы" (с изменениями от 23 апреля 2007 г.) не допускает "распространения в средствах массовой информации рекламы целителей, экстрасенсов и других лиц, объявляющих себя специалистами по лечению методами народной медицины и другими традиционными методами и не имеющих соответствующих разрешений согласно статьям 56, 57 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".

Так что, для начала полиция Пензы может проверить — а был ли у фигуранта жалобы, поданной жительницей Заречного, диплом на занятие целительством — и записано ли там возможность заочного лечения пациентов по телефону? И если нет — на каком основании телестудия приняла от него рекламный ролик?

Если же диплом все же был — то он может быть отозван при нарушении целителем установленных законом норм и требований к целительской практике, указанных в этом документе.

Теоретически за незаконное занятие медицинской и фармацевтической деятельностью есть и уголовная статья — 235-я УК РФ. Однако она может быть применена лишь в случае, если такая деятельность причинила вред здоровью человека. А это должно быть подтверждено медицинскими документами, длительным пребыванием на стационарном лечении, серьезными обследованиями — явно доказывающими, что состояние "до" было значительно лучше, чем "после". А потом еще обвинению предстоит доказать, что это произошло именно вследствие деятельности экстрасенса, если он окажется самозванцем, что тоже выглядит довольно неподъемной задачей.

Читайте также: Зачем следователям экстрасенсы?

Есть, правда, еще одна статья 6.2 — на этот раз Кодекса об административных правонарушениях. Ее часть 2 гласит: "Занятие народной медициной (целительством) с нарушением установленного законом порядка — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей". Но такие санкции, ввиду упомянутых в начале статьи гонораров, могут заставить разве что улыбнуться.

Казалось бы, проще всего привлекать недобросовестных горе-целителей по статье 159 УК РФ "Мошенничество". Но, опять же, и здесь не все так однозначно. Цитируемый выше пункт Всероссийского классификатора занятий насчет "использующих внушения, молитвы и подобные методы" не зря живо напоминает религиозные понятия. Там ведь эти вещи тоже имеют место. Можно, конечно, спорить об истинности или ложности той или иной религии или мировоззрения, но объективно-научных способов доказать правильность любой точки зрения все равно нет.

А то ведь не так давно один сибирский фотограф тоже потребовал от правоохранителей возбудить уголовное дело против Русской православной церкви за якобы "мошенничество" — дескать, он многие годы был образцовым прихожанином, а взамен ничего от Бога не получил. Ну так и пензенский экстрасенс всегда может сказать, что исцелить может только верующих в его силы. А если его клиентка веру потеряла, потребовав вернуть потраченные деньги, — ну кто ж здесь виноват, так получилось…

Так что в подобных случаях единственным способом избежать напрасной потери денег может быть лишь следование советам

практически мыслящих юристов — никогда не начинать "целительства" без составленного заранее взвешенного юридического договора, предусматривающего обязательство возврата потраченных денег в случае отсутствия лечебного эффекта. А уж отдавать деньги на основе ни к чему и никого не обязывающего телефонного разговора — это, вообще, верх легкомыслия.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру