Евросоюз близок к политической смерти

Евросоюз буквально трещит по швам. Вслед за Ирландией Лиссабонский договор отказались подписывать Польша и Чехия. Даже не каплю, а ложку дегтя в общеевропейский котел добавила и Германия, которая также отложила его одобрение. Выгодно такое развитие одному мировому игроку - США, который через установку ПРО в Европе при молчании из Брюсселя ослабит ЕС. Впрочем, у президента Чехии Вацлава Клауса есть свои мотивы недолюбливать Лиссабонский договор - без всякого участия Вашингтона. 

Европейские эксперты опасались "непредсказуемого" поведения Польши, помня её прежние капризы. Однако на этот раз реакция Леха Качиньского превысила даже самые скептические прогнозы. И всё после того, как Брюссель сделал Варшаве все уступки по европейской конституции, какие только можно. Казалось, что самое сложное уже позади: вся Европа вздохнула с облегчением после того, как Лех Качиньский в декабре 2007 г. наконец-то подписал Лиссабонское соглашение, после чего его ратифицировал и польский парламент.

Читайте: Саммит Россия-ЕС: итоги провального председательства Словении.

Президенту страны оставалось выполнить сущую формальность: всего-навсего еще раз подписать то, что он ранее одобрил. Но тут на него нашло озарение: Польше такой договор не нужен! И в результате долгая кропотливая работа строителей единого европейского дома стала напоминать Сизифов труд. Показательно, что строптивая Варшава сделала это демонстративно. Напомним, что время для отказа было выбрано "самое подходящее". Произошло это 1 июля, когда Франция сменила Словению на посту председателя Евросоюза.

Таким образом, Польша в очередной раз огорчила не только единую Европу, но и французского президента Николя Саркози, у которого и без поляков было немало внутренних проблем. Теперь же к ним добавилась еще одна: как сохранить единство Евросоюза, не нанеся ущерба авторитету Франции?

Впрочем, одной Польшей дело не ограничивается. Вероятно, самый тревожный "звонок" для Евросоюза поступил из Германии, которая также отложила подписание Лиссабонского договора. И хотя Бундестаг и Бундесрат утвердили его без особых проблем, неожиданное затруднение возникло в Конституционном суде страны, куда поступили сразу несколько исков на предмет соответствия соглашения германской конституции. Показательно, что в числе их инициаторов отметились представители и крайне правых, и бывших коммунистов, считающих, что Лиссабонский договор выгоден новым европейским членам, но ущемляет интересы немцев.

Читайте: Ирландия спутала ЕС все карты .

И возможно, последним "гвоздём" в крышку "общеевропейского гроба" станет реакция на происходящее Чехии. Напомним, что Конституционный суд страны также как и в Германии, завален обращениями с требованием рассмотрения соответствия соглашения чешским законам. И судя по тому, что заключение по этому делу в лучшем случае будет вынесено лишь в октябре 2008 г., сомнений у чехов в необходимости его подписания действительно много.

Не внушает оптимизма и поведение чешского президента Вацлава Клауса, охарактеризовавшего события вокруг Лиссабонского договора как его "похороны". Известный евроскептик, глава чешского государства назвал негативный исход референдума в Ирландии по Лиссабонскому договору "победой демократии и разуманад европейской бюрократией". Он полагает, что после отрицательного голосования избирателей в Ирландии "нельзя дальше продолжать ратификацию Лиссабонского договора". Так что рассчитывать на его подпись под документом пока не приходится.

Даже при самом оптимистичном варианте развития событий вступление Лиссабонского договора в силу переносится на конец года. А за это время сомнения в необходимости его подписания могут возникнуть и у других членов Евросоюза. Однако что же произошло в реальности? Да ничего удивительного: Варшава сохранила свой прежний курс и стремление доказать, что в Евросоюзе она не самый последняя страна. Если раньше Польша препятствовала заключению соглашения ЕС – Россия, а теперь она с силой пнула хрупкий европейский карточный домик.

Кое-кто уже вспоминает славные советские времена, когда Польша фактически разрушила Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и задаётся вопросом: а не хотят ли поляки тоже самое проделать и с Евросоюзом? Зарубежные эксперты не исключают, что Варшава, в умах элиты которой определенно витает воссоздание Речи Посполитой "от Балтийского до Черного моря" предложит Парижу сделку: мы одобряем Лиссабонский договор, а вы проталкиваете Украину в НАТО.

С Чехией вопрос сложнее, хотя и тут есть одна небольшая "зацепка". Напомним, что Прагу и Варшаву в других странах Евросоюза не зря считают "засланными казачками". Чьими? Ответ на этот вопрос очевиден: явно не российскими. Чтобы вынести свой вердикт, достаточно проследить, под чью "дудку" в последнее время плясали поляки и чехи. Напомним, что именно эти страны, несмотря на недовольство других членов Евросоюза, решили установить на своей территории объекты американской ПРО, вызвав тем самым серьезное раздражение России.

Однако если исследовать чешский вопрос подробнее, то отличия между Лехом Качиньским и Вацлавом Клаусом очевидны. В отличие от польского коллеги, чешский президент отнюдь не всегда следует в фарватере американской политики. Так, он не поддержал бомбардировки Югославии 1999 года, выступил против войны в Ираке и признания Косово. Кроме того, он с 1992 года выступает против Евросоюза как наднациональной структуры, отстаивая идею о "Европе отдельных государств". Да и в вопросе ПРО чешский президент маневрирует - в отличие от премьер-министра Мирослава Тополанека и своего польского коллеги.

Есть у президента Чехии и свои сугубо национальные соображения. Клаус изначально опасался, что в случае передачи полномочий в Брюссель этим воспользуются выселенные после войны из Чехословакии судетские немцы, которые сначала завалят суды исками, а затем поставят вопрос о перекройке границ. В этом с ним согласны и местные коммунисты, которые имеют фракцию в парламенте и сильно опасаются за судьбу чешской государственности.

Что же касается ПРО, то даже школьнику ясно, что перехватывать иранские, а тем более северокорейские ракеты над Европой не пришло бы в голову писателя-фантаста даже с самым богатым воображением. В свою очередь, говорить о том, что 10 ракет-перехватчиков способны остановить сотни российских баллистических ракет просто смешно. И возможно, что их установка в первую очередь направлена не против Ирана или России, а против самого Евросоюза, который также получил свою порцию "российского гнева".

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить