Европа в ловушке "Третьего энергопакета"

Бумеранг санкций: заплатит Европа

Евросоюз в газовой области в обозримом будущем, может, через 5-10 лет, попадет в ловушку, которую сам себе заготовил "Третьим энергопакетом", так как им убиваются гарантии устойчивого спроса на газ, необходимые серьезным финансистам для капиталовложений в магистральную газовую инфраструктуру. Видимо, в Европе рассчитывают, что крупными банкирами придумаются какие-то сложные конструкции этих гарантий, иначе средств в магистральные проекты просто не будет, а со временем, когда старая инфраструктура износится, население вырастет, а потребности в газе будут увеличиваться и в промышленности, и в энергетике, начнутся очень непростые проблемы. Помимо прочего, газовые электростанции, экологически чистые по сравнению с нефтяными, угольными, а от атомной энергетики в ЕС многие пытаются отказаться.

Серьезные и ответственные люди в экономическом, прежде всего, руководстве Евросоюза не могут не понимать, что возможны очень неприятные последствия, и поэтому открываются возможности для переговоров с Россией, которым, однако, препятствуют некоторые евро-политиканы, особенно из "новых членов ЕС", таких как Литва. Карьера этих людей построена на принципиальной враждебности к России. Без нее их быстро попросят освободить их уютные кабинеты и мягкие кресла в пользу новых кандидатов. Литва один из самых злостных врагов "Газпрома", и ее представители в органах ЕС из числа самых агрессивных, они пытаются блокировать переговоры с Россией. То есть в Германии или Италии хотят договариваться, во Франции или Англии пытаются найти взаимоприемлемые решения, но из Вильнюса в Страсбург и Брюссель доносится: "никаких договоренностей, строго соблюдаем "третий энергопакет". Но есть законы и директивы ЕС, а есть правоприменение. Как будут применяться эти директивы? Поживем — увидим.

Читайте также: ЕС попадет в ловушку "Третьего энергопакета"

Важно понимать, что реальные "хозяева Европы", миллиардеры, в общем случае, сиюминутной, конкретной, насквозь продажной, циничной и беспринципной "реальной" политикой, проявляющейся в том числе в виде лицемерных, полных двойных стандартов санкций, заниматься брезгуют — исключения есть, и они на слуху, но они воспринимаются, скорее, как личная эксцентричность того или иного представителя супер-богатой семьи. "И понять могут не так, и богатств лишить в результате революций — вдруг не повезет — и, самое главное, нужна специализация в своем деле — кто-то должен приращивать состояния семей, кто-то другой — управлять империями. Практика показывает, что навыки для управления бизнесом и навыки для публичной политики требуются принципиально разные". В любой стране хорошие публичные политики — товар дешевый, на рынке публичных политиков демпинг узаконен — в эпоху массового образования их переизбыток. "Невидимая рука рынка" тут работает — "плохая монета вытесняет хорошую", плохие, продажные политики вытесняют политиков принципиальных и ответственных, именно это, кстати, погубило французскую республику в 1940 году.

Но все-таки на Западе (да и у нас тоже) политическое влияние олигархов представляет собой потенцию, возможность оказывать влияние на выработку политических решений, а в повседневной жизни они обычно напрямую в текущие сиюминутные политические решения не вмешиваются. Их роль видна обычно лишь в чрезвычайных ситуациях. Классический пример — Ирак и Ливия, да и Африка в целом, где китайские, индийские, да и российские конкуренты начинают угрожать серьезному западному бизнесу.

Что касается чиновничества, государственного аппарата, то везде и всегда крупнейшие финансово-промышленные группы стараются продвинуть туда своих людей либо перекупить уже состоявшихся бюрократов. Так происходит абсолютно везде и абсолютно всегда. Многие, если их спросить, каков уровень коррупции, скажем, в Нигерии, не задумываясь, ответят, что очень высокий. Если же спросить, каков уровень коррупции, например, в Норвегии, скажут, что ее там нет вообще. Между тем, это неверный ответ. Достаточно посмотреть на результаты политических решений норвежского правительства, то сразу станет ясно, что половина всего госаппарата Норвегии принимает решения исключительно в интересах Статойл, Норск Гидро, Гидро Алюминиум, китобоев и рыболовов.

Конечно, норвежцы, как и все люди на земле, понимают, что китов убивать нельзя — люди в состоянии прожить без китового мяса, а без этих огромных океанских красавцев жизнь всего человечества станет намного беднее. Но насквозь коррумпированное руководство Норвегии блокирует ради наживы хозяев китобойного промысла любые инициативы по запрету убийства китов.

Читайте также: Перекрыть газ - это наказать украинский народ

А ведь именно это и является сутью коррупции для чиновника — принятие решений в пользу конкретных юридических и физических (стоящих за юридическими) лиц. И ничем норвежская коррупция не лучше коррупции нигерийской. Просто телеэксперты и политологи самостоятельно думать не умеют и питаются мифами, сами их порождая, распространяя и потребляя. А те, кто пытается продать в Норвегию, скажем, тяжелое оборудование, те про проблемы с коррупцией там рассуждать боятся. Иначе вообще ничего не продашь. А мифы вещь удобная. Живи в мифах и голову не натруждай.

Отдельный вопрос, понятное дело, военно-промышленный комплекс, космос, крупные государственные подряды и вообще все, что связано с крупными разовыми или периодическими бюджетными ассигнованиями, но это уже просто неприкрытая коррупция.

Для подстраховки против популизма "левых" правительств (кстати, Янукович, проводивший в общем-то классическую социал-демократическую политику — социальные выплаты, отказ от сокращения пенсий, бюджетная поддержка реального сектора, тем и вызвал ненависть укро-олигархов помимо передела собственности) применяется отработанный прием разделение кредитно-денежной (монетарной) и налогово-бюджетной (фискальной) политики.

Чтобы дорвавшийся до власти сапожник, реконструктор или, упаси Боже, как призывал В.И. Ленин, кухарка, не натворили глупостей (с точки зрения богачей) с финансами, для демократии только самую скудную часть денег — фискальную политику. "Монетарную же политику из рук демократии, простого народа вывернули, как водится, вместе с руками. Ее доверили "специалистам". Именно в части кредитно-денежной политики роль "ста семейств" исключительно велика. И именно они пытаются препятствовать мобилизации и эффективному использованию валютных механизмов в целях общеэкономического развития, снижению зависимости внешней торговли страны от доллара и евро.

Читайте также: Путин сделал в Китае невозможное

Пока же в условиях запретительно высоких ставок по кредитам в России для крупнейших компаний — как частных, так и государственных — привлечение кредитов за рубежом было важным элементом развития. И фактическая остановка привлечения средств, проявившаяся в результате санкций, нарушает нормальную жизнедеятельность национальной экономики. Но это палка о двух концах, и президент прав, указывая на обоюдострый характер ущерба от санкций. Не только компаниям нужно привлечь деньги, но и западным (и не только, например, японским) нужно их разместить. Но сейчас банки, которые готовы выдавать кредиты, требуют от российских заемщиков прописывать в договорах немедленный возврат кредита в случае наступления форс-мажорных санкций. Внешние заимствования всегда были и дешевле, и на более длительные сроки, а кредиты российских банков для первоклассных заемщиков традиционно считались дорогими.

Однако не следует забывать, что кроме банков и финансовых структур из континентального Китая, есть и другие азиатские финансовые центры — и Сингапур, и Гонконг, и Дубай. И, думается, эти финансисты своего шанса потеснить европейских и американских конкурентов не упустят.

Более того, в экономической философии Путина, который с января начал напрямую курировать важнейшие вопросы экономического развития, обеспечивая согласованность действий правительства и неподконтрольных ему ведомств вроде Центрального банка или силовых инструментов валютного контроля, важнейшую роль играет концепция управления рисками и их минимизации. Это проявлялось и в бытность его премьер-министром, проявляется и сейчас. Президент мыслит в этих категориях.

Читайте также: Иранский газ не конкурент Газпрому

Конечно, Россия пытается восстанавливать свои экономические позиции в мире, она хочет, чтобы к ней относились, как к равноправному партнеру, с которым нужно считаться, а не объявлять ему ни с того, ни с его: "Вы газопроводы построили? Вы в них вложились? Отлично! А сейчас мы меняем условия, на которых вы их строили, а ваши убытки от нашего решения, это ваши проблемы! Вы будете делать, как мы (политиканы из Литвы или Польши) вам скажем!". И я не могу исключить, что Россия сама не будет форсировать "Южный поток", ограничиваясь переговорами и проектными работами. Так дела делать нельзя. Наш ответ очевиден: "Вы в Евросоюзе, или меняйте ваше законодательство, или сами без газа останетесь". Газосжижающие станции тоже довольно капиталоемкие, а убытки от банкротств американских компаний по добыче сланцевого газа уже становятся заметным препятствием для развития народного хозяйства США. Да и для их строительства точно также нужны будут гарантии сбыта газа, которые пытается запретить "Третий энергопакет".

Безответственные евро-политиканы пытаются принести экономические интересы европейских стран в жертву своим личным политическим, причем понятым в очень узком, своекорыстном смысле, карьерным интересам. Евросоюз, безусловно, может заморозить "Южный поток", но Евросоюз неоднороден, интересы его членов кардинально различаются между собой, и потребуются очень сильные аргументы, чтобы его запретить, причем пока у тех политиканов, которые выступают против "Южного потока", этих аргументов нет. И, даст бог, не будет. Плохой мир лучше хорошей войны, даже войны торговой, валютной или инвестиционной.

Автор Константин Гастев
Константин Гастев — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру