Кризис власти по-чешски

Вслед за Венгрией и Польшей политический кризис разразился в самой благополучной стране Центральной Европы – Чехии . Всё лето страна жила без правительства, однако новый кабинет, едва проработав месяц, ушёл в отставку. Политический кризис несёт в себе и семейную составляющую– обманутая жена премьер-министра Мирослава Тополанека ушла к его политическим противникам. И всё это происходит в стране, имеющей стратегическое значение и для России, и для ЕС, и для США.

Читайте: «Старая Европа» осваивает технологию цветных революций?

На протяжении всех 1990-х гг. Чехия снискала себе репутацию самой благополучной из всех бывших социалистических стран (за исключением, разве что, Словении). Экономика росла, а чешские компании – Škoda, Baťа, Коh-i-Noor и многие другие  – успешно вернулись на мировой рынок и стали серьёзными конкурентами для представителей Западной Европы. Сохранил после краха социализма свои позиции и ВПК – Чехия стабильно входит в число 15 ведущих экспортёров вооружений в мира. Уровень жизни в стране выше восточноевропейских соседей – чехи почти не ездят на заработки за рубеж, а сама Чехия стала страной, куда приезжают иммигранты.

Совершенно европейской стала и политическая система страны. Нишу традиционной левой партии заняли социал-демократы, правоконсервативной – христианские демократы. Либеральное и националистическое направление представляют ныне ослабевшие Союз Свободы и Республиканская партия, а экологическое – усилившаяся в последнее время Партия зелёных. Подобно коллегам из Франции и Германии, вписались в новый формат и чешские коммунисты, выступающие ныне с позиций пацифизма и признания однополых браков.

Единственным специфически чешским явлением стала Гражданско-демократическая партия (ГДП), которую многие годы возглавлял нынешний президент страны Вацлав Клаус . Её действия поистине парадоксальны. Выступая за либеральные реформы внутри страны и снятие барьеров во внешней торговле, партия категорически противится принятию конституции ЕС и передачи полномочий от Праги к Брюсселю. Будучи в начале 1990-х гг. самым горячим сторонником вступления в НАТО, Клаус раскритиковал бомбардировки Югославии и войну в Ираке. Первоначально относясь к России прохладно, он, придя к власти, начал искать новый формат отношений с ней. (Правда, за развитие отношений с Россией ратуют и социал-демократы, а коммунисты и вовсе всегда были против разрыва с ней).

Читайте: " Новой Европе" грозит раскол .

"Чехарда" в руководстве Чехии началась в начале 2003 года, когда закончился второй президентский срок Вацлава Гавела . В итоге после некоторых бесплодных попыток избрать главу государства новым президентом стал многолетний первый некоммунистический премьер страны, архитектор «чешского экономического чуда» Вацлав Клаус. Тогда сложилась уникальная ситуация: во власти оказались представители почти всех ведущих политических сил страны. Правительство составляли социал-демократы, христианские демократы и Союз свободы, а главой государства стал представитель оппозиционной ГДП.

Следующий виток кризиса наступил после выборов в Европарламент в июне 2004 года. Тогда партии правящей коалиции, ответственные за поддержку непопулярной в народе войны в Ираке и издержки вступления в ЕС, за которое они так ратовали, с треском уступили оппозиции. В итоге премьер-министр, социал-демократ Владимир Шпидла подал в отставку, а ему на смену пришёл его однопартиец Станислав Гросс. Однако Гросс не проработал и года – скандал с покупкой квартиры в Праге на сомнительные деньги заставил уйти в отставку и его после серии закулисных переговоров и акций протеста (правда, немногочисленных).

ГДП требовала досрочных парламентских выборов, но президент поступил иначе. Третьим за год премьер-министром в мае 2005 года стал социал-демократ Иржи Пароубек, и правящая коалиция сохранилась. Однако её основной заботой стала подготовка к выборам, которые состоялись 2-3 июня 2006 года. В ходе предвыборного года сменивший Клауса на посту руководителяГДП Мирослав Тополанек обвинил премьера в незаконном прослушивании его телефонных разговоров. Пароубек всё отрицал, пытаясь ещё «отвлекаться» на исполнение своих непосредственных обязанностей.

Казалось, выборы расставят всё по местам, но не тут то было. Согласно итогам голосования, ГДП получила 35% голосов и 81 депутатское кресло, а социал-демократы - 32% и 74 мандата соответственно. В парламент также прошли коммунисты (13% и 26 мандатов), христианские демократы (7% и 13 мандатов) и зелёные (6% и 6 мандатов). Выяснилось, что правоцентристкая коалиция в составе ГДП, христианских демократов и левые социал-демократы и коммунисты имеют ровно по 100 мест. Возникла патовая, безвыходная ситуация.

Переговоры о создании коалиции продолжались всё лето, и всё это время страна жила без правительства. Только в сентябре президент Клаус принял «соломоново решение»: сформировал кабинет из членов ГДП и нескольких беспартийных министров во главе с Тополанеком, причём он не опирался на парламентское большинство. При этом Клаус не скрывал того факта, что правительство является временным – до внеочередных выборов, намеченных на 2007 год.

Вроде бы всё должно было успокоиться, но здесь настоящую «свинью» новому премьеру подложила его жена. Оказалось, что Тополанек изменил своей жене с соратником по партии – вице-спикером парламента. В ответ оскорблённая супруга заявила об уходе в оппозиционную партию и о желании выдвигаться в Сенат по тому же округу, по которому шёл её неверный супруг. Она добавила, что давно хотела заняться политикой, но ей не давал этого сделать муж.

Ситуацией воспользовались социал-демократы: подавший в отставку премьер Пароубек перешёл в наступление, припомнив ещё и историю с обвинениями в незаконном прослушивании, которые доказать не удалось. Как итог – 4 октября 99 голосами против 96 парламент отправил правительство в отставку. Клаус договорился с Тополанеком, что отставка вступит в силу с 11 октября. Новый кабинет появится в стране уже после 20-21 октября, когда по стране пройдут выборы в Сенат – верхнюю палату парламента, а также выборы в местные органы власти.

В итоге весь мир с ещё более пристальным вниманием будет следить за тем, что происходит в Чехии. Интерес к этому вырос после того, как правительственные кризисы поразили ещё две страны Центральной Европы – Венгрию и Польшу. Правда, отличительной особенностью чешских кризисов является отсутствие массовых митингов и погромов, что позволяло стране преодолевать их относительно безболезненно. Кроме того, партийная ситуация в стране более запутанная, чем в Польше и Венгрии, так что политическим игрокам из Западной Европы и США довольно сложно определиться со своими предпочтениями.

Читайте: Разруха в головах .

Что касается России, то для неё картина более ясна. Наиболее благожелательно по отношению к ней настроены коммунисты, выступавшие против введения виз и вступления в НАТО, но у них шансов вернуться во власть практически нет. ГДП и социал-демократы, которые отличаются по своему отношению к ЕС и операции в Ираке, сходны в своём желании строить с Россией прагматические отношения. Хуже всего по отношению к нам настроены христианские демократы, представители которых чаще других занимали кресло главы МИД. Именно в их рядах находится больше всего диссидентов-антикоммунистов, которые видят в отношениях с Россией пережиток прошлого.

Кризис в Чехии интересен ещё с той точки зрения, что она наряду с Польшей и Венгрией находится в списке тех стран, где США планируют разместить элементы своей системы ПРО . К тому же Чехия сама по себе является довольно сильным и в экономическом, и в военном плане государством. Кроме того, России она интересна как страна, через которую дальше в Европу должны пойти российские энергоносители. Со своей стороны, ЕС заинтересован в том, чтобы полностью переориентировать страну на Брюссель. Поэтому внимание к происходящему в Чехии, подобно Венгрии и Польше, будет пристальными и в Вашингтоне, и в Брюсселе, и в Москве.

Вадим Трухачев
Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *