Фальшивый истребитель. Made in China

КНР завершает испытания новейшего истребителя. Китайские конструкторы уверяют мир, что J-11BS - достойный представитель авиации 4-го поколения, разработанный лучшими специалистами страны. Однако зарубежные эксперты говорят о том, что китайцы идею истребителя фактически украли. У российских авиаконструкторов. Если это так, то не нанесет ли это удар по российско-китайскому сотрудничеству в военной сфере?

Новейший китайский истребитель J-11BS продемонстрировали 10 апреля в авиационном испытательном центре Яньлян в городе Сянь китайской провинции Шаньси. К концу 2009 г. его разработка может завершиться, а в 2010 г. истребитель будут выпускать серийно. В китайском военном блоге China Defense Mashup появилась первая фотография J-11BS, военные эксперты во всем мире начали обсуждать летающую новинку.

Читайте: США пожалел для Тайваня истребителей. И не случайно...

Ничего принципиально нового китайские конструкторы не предложили. J-11BS – это двухместная модификация истребителя J-11B. Напомним, что появлению J-11B в феврале 2007 г. предшествовал крупный скандал.

Итак, в 1992 г. Пекин приобрел у России партию истребителей Су-27 СКК. Затем пожелал производить собственные боевые машины по российской лицензии. Потом российская сторона получила заказы на двухместный вариант той же машины – многоцелевой самолет Су-30 МКК.

Наконец, в 1998 г. в воздух поднялось чудо китайского авиастроения компании Shenyang Aircraft Corporation (SAC) под названием J-11, на деле являвшееся все тем же лицензионным продуктом.

А через шесть лет военное ведомство КНР заявило, что больше не нуждается в лицензионных истребителях, поскольку их «боевые возможности оказались слишком ограниченными». На вооружение ВВС поступило 95 новых истребителей J-11, которые, по сути, представляли собой наши, российские Су-27 СКК, собранные в Шеньяне.

Читайте: Made in China: ракетно-ядерный арсенал .

Контракт с Россией расторгли якобы потому, что Су-27 СКК не предназначены для уничтожения целей на земле и на воде. Разработчик - «ОКБ Сухой» предлагал Китаю модернизированный Су-27 СКМ, оснащенный соответствующим оружием, но Поднебесная отказалась в пользу J-11. Китайцам уже не нужно было возиться с русскими.

Правда, китайский научный гений в копировании чужой военной техники шагнул еще не так далеко, как хотелось бы Пекину, и полностью отказаться от услуг России пока не удается. В частности, китайцам так и не удалось освоить производство авиационных двигателей, отвечающих современным требованиям. И поэтому Поднебесная продолжает закупать российские двигатели для тех же самых Су-27 СКК и Су-30 МКК, которые якобы не отвечают китайским пожеланиям.

Теперь начали копировать Су-30 МКК без согласия с нами. В феврале 2007 г., под видом своего истребителя КНР представила J-11B, как писали американские эксперты, «внешне полностью напоминающий Су». И вот весь мир узнал о том, что кроме неудачных копий автомата Калашникова китайцы могут сделать еще что-то, а именно, самолет 4-го поколения.

Китайский инженерный гений не знает границ. Сегодня жители Поднебесной разрабатывают палубный вариант истребителя Су-27 для оснащения авианосцев. По всей видимости, намереваясь сделать его по старому испытанному шаблону, то есть - копируя российские образцы. Зная и не приемля такую повадку, Россия и отказалась в 2008 г. продать Китаю палубные Су-33.

Не исключено, что Москва будет защищать право интеллектуальной собственности. Правда, одна из сложностей в том, что в отличие от России КНР является членом Всемирной торговой организации. А это затрудняет маневры для наших юристов. Кроме того, на Западе считают, что мы тоже причастны к созданию пиратских копий, пусть и не военной сфере. И поэтому что-то доказать нам будет сложно. Да и наличие других существующих договоров по поставке в Китай кораблей, танков, артиллерии и средств ПВО не позволит нам очень сильно размахивать кулаками.

Американские эксперты считают, что появление китайского аналога Су-27 может подложить оборонной промышленности нашей страны свинью вроде той, которую уже подложила китайская промышленность американским предприятиям, выпускающим электронику. Станет ли кто-то покупать русскую или американскую продукцию – будь-то видеомагнитофоны или самолеты, если есть более дешевые китайские аналоги?

Но не стоит преувеличивать эту опасность. В свое время китайцы скопировали знаменитый АК-47, но ввиду его не самых лучших характеристик большинство уважающих себя покупателей предпочитали приобретать наш «исходник». Вероятно, так будет и сейчас, как бы упорно китайцы ни попытались вытеснить нас с рынка авиационной техники.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить