Болгары соскучились по титулу "турецкий скот"

Как на сегодняшний день можно охарактеризовать российско-болгарские отношения? Как Болгария пытается развязать исторический узел, завязанный 500-летним османским игом? Благодарны ли болгары России за освобождение? На эти вопросы Pravda.Ru отвечает историк, преподаватель МГУ Олег Айрапетов. 

Празднование освобождения от османского ига

— На празднование освобождения Болгарии от османского ига был приглашен президент Турции Реджеп Эрдоган, но не был приглашен российский президент Владимир Путин. Как вы это прокомментируете?

— Я не представляю, как наш президент будет находиться на праздниках вместе с президентом Болгарии Росеном Плевнелиевым, который заявляет, что он гордится тем, что выступает против России. Вообще, последние заявления болгарских руководителей - президента, премьер-министра, министра иностранных дел, военного министра - по отношению к России носят исключительно враждебный характер, идет постоянная трансляция того, что Россия виновата во всем, Россия привносит войну, что Болгария готова на все во имя Европы.

С другой стороны, на случай с Эрдоганом не надо смотреть через призму сегодняшнего кризиса российско-турецких отношений. Потому что болгарское руководство, надо отдать ему должное, проводило эту политику еще до российско-турецкого кризиса.

Болгарский президент отказался приехать в Москву на празднование Дня Победы. Болгарский премьер-министр сорвал целый ряд российско-болгарских проектов, в том числе и "Южный поток". Я могу сказать, что болгарское политическое руководство последовательно проводит антироссийскую политику. Нужно ли это Болгарии, должен решать болгарский народ и болгарский политический класс.

Но болгарский политический класс небольшой, и у меня такое отношение, что верхи его давным-давно контролируются европейскими структурами, а американский посол, по-моему, в Болгарии себя чувствует если не визирь-пашой, то генерал-губернатором. У меня такое ощущение, что Болгария как независимое государство уже не существует, то есть она имеет все институты независимого государства, но она контролируется извне.

— А расскажите, что произошло 3 марта 1878 года? Почему эта дата отмечается в Болгарии?

— Есть позиция руководителя турецкой общины Болгарии, что при османах все было хорошо, и Болгария жила лучше всех, а потом пришли непрошенные русские гости, и стало все плохо. На самом деле, болгары, христиане официально являлись людьми второго сорта. Свидетельство христианина в суде не равнялось свидетельству мусульманина, христианин не имел права носить оружия, он мог быть убит, он мог быть лишен собственности. Собственно говоря, это были бесправные люди.

Официальный термин по отношению к христианам в Османской империи переводится как скотина. Вот такое было процветание. Болгары были турецким скотом. То есть в течение 500 лет Болгария находилась под турецким игом, в результате завоевания было уничтожено огромное количество памятников культуры. И в 60-е годы начался процесс национального возрождения. В какой-то степени этому способствовало то, что в это время Дунайским вилайетом управлял Мидхат-паша, который считал, что необходимо создавать какое-то единство между этими "скотами" и турками, давал возможность создавать школы болгарам.

Но одновременно с этим было свирепое подавление турками всякого недовольства. Восстание 1876 года было подавлено с чудовищной жестокостью, было уничтожено где-то 5-7 тысяч человек. Целые районы, в которых было болгарское население, пустели в результате массового уничтожения, выселения людей. И в эти районы заселялись мусульмане. 

И когда начался очередной этап физического уничтожения болгар, вмешалась Россия во главе с Александром II. Надо сказать, что было очень много людей, которые были против этого вмешательства. Они рассуждали так: зачем нам лить русскую кровь в этой русско-турецкой войне, зачем нам освобожденная Болгария? Некоторые люди говорили, что этот дар не кончится ничем хорошим.

Когда война была уже в разгаре, в ноябре 1877 года великий наш писатель Федор Достоевский в дневнике записал, что наши братья славяне никогда не простят нам то, что мы освободили их, и как только этих славян признает Европа, они сразу предадут нас и будут нам мстить. Все, что сказал Достоевский, относится, в первую очередь, к болгарскому политическому классу. Есть и болгарский народ, который, в общем-то, относится хорошо к России, но идет за своим политическим классом. А война была очень тяжелая, погибло, было ранено около 250 тысяч русских.

— Так как называется этот праздник освобождения Болгарии сегодня?

— Сан-Стефано, а раньше он назывался День освобождения от османского ига. 31 января 1878 года в Андрианополе, в турецком Эдирне, начались переговоры о перемирии. Перемирие было заключено, но вслед за этим начались неприятные события.

Во-первых, английская эскадра Джеффри Горнби вошла в Мраморное море. Это была угроза вмешательства Англии, а потенциально Австро-Венгрии. Положение было очень тяжелым. И для того чтобы ускорить переговоры, великий князь Николай Николаевич Старший перевел штаб-квартиру в Сан-Стефано, дачный пригород Константинополя. Он находился в 12 километрах от турецкой столицы. По-моему, там сейчас находится международный аэропорт Ататюрк. И там, в условиях, когда была угроза уже непосредственно столице, турки ускорили подписание мирного договора.

По этому мирному договору должно было быть создано княжество Болгария - от Черного моря до Адриатического. Болгария возродилась, несмотря на то, что Болгария тогда должна была сохранять вассальную зависимость от Турции, которая сводилась только к формальной выплате дани султану.

И потом Россия оказалась в изоляции, она вынуждена была согласиться на пересмотр условий этого договора в Берлине. На Берлинском конгрессе очень существенно изменилось положение Болгарии, она фактически была разделена на три части. Но все равно Болгария сохранилась. Для болгарского национального сознания сан-стефанская Болгария всегда была какой-то путеводной звездой, идеалом, который болгарские политические деятели всегда пытались достигнуть. 

Болгария: народ отдельно, элиты отдельно

— Я почитала комментарии самих болгар о приглашенных на праздник, и там, наверное, 80 процентов, если не 90, считают правителей предателями. Они пишут, что мы не можем так относиться к тем, кто нас завоевывал, и мы должны с русскими дружить. Когда-нибудь произойдет консолидация между народом и правительством Болгарии?

— Никогда, потому что там так принято. Возьмем, к примеру, премьера Бойко Борисова. Вспомним кризис февраля 2013 года, когда выдающийся политик правого толка вдруг понял, что электричество не берется из розетки и отреагировал на это поднятием цен до такой степени, что люди не смогли платить.

В Болгарии, в стране настолько жизнелюбивой, началась эпидемия политических самоубийств и огромная масса протестов. Бойко Борисов заявил, что у него инфаркт, и сбежал в госпиталь.

Еще была ситуация в Болгарии, когда власть лежала, и никто не хотел быть техническим премьер-министром. Никто не хотел быть самоубийцей. Но тем не менее после такого катастрофического провала, после такой потери лица, все-таки удалось разрулить это все и снова привести через коалицию Бойко Борисова к власти. Потому что можно наплевать на все, а через определенное время выйти и снова наобещать чего-нибудь.

Политики вообще редко выполняют обещания. Это разные вещи — обещания и реальная политика. Их интересы связаны с совсем другими местами. Вот, например, мечта попасть в европарламент, определенные возможности, которые дают европейские структуры, институции и прочее. Поймите, на Балканах сознание другое немножечко, в том числе политическое сознание. Человек может хорошо относиться к России и одновременно выбирать политика-русофоба, потому что думает, что получит выгоду.

— В Софии, как я понимаю, и турецкая община достаточно влиятельная.

— Что касается турок, то, как у нас есть своя традиция взгляда на эти события, так и у турок тоже есть своя традиция. Если для болгар это 500 лет рабства, то турки считают, что это 500 лет жизни. Они считали Болгарию своей страной. Я думаю, что еще бы лет 100-150, и там произошло бы, как с армянами и грузинами. Они бы просто часть народа уничтожили, а часть ассимилировали.

— Как российской стороне выстраивать отношения с болгарскими политиками?

— Тут надо выстраивать отношения и с политиками, и с народом Болгарии. Но отношения эти путем организации коллективных попоек не выстраиваются. Должны быть выстроены отношения на перспективу: сегодня это простой студент в России, а завтра это член правительства в Болгарии. Надо поддерживать прорусские силы в Болгарии для того, чтобы завтра они могли заявить о себе.

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовала

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить