Саммит СНГ в Минске. Молдавия сглупила неслучайно

Молдавия не усидела на двух стульях

На прошедшем в Минске саммите СНГ произошел неприятный инцидент. Журналистам, которым не было слышно, о чем говорят президенты Молдавии и России, в какой-то момент показалось, что они "вот-вот сцепятся друг с другом". Речь у них шла, естественно, об ассоциации Молдавии с ЕС и о введенных в ответ на это санкциях России.

Попытка надавить на Россию сорвалась

Неприятный инцидент с перепалкой, затеянной президентом Молдавии Николае Тимофти на саммите в Минске, — глупость, но не случайность.

С одной стороны, после подписания Ассоциации с ЕС молдавские власти оказались втянуты Брюсселем в открытое и агрессивное противостояние с Россией, прежде всего политическое. (Понятно же, что будь проблема лишь в области торговли, Кишинев уже давно инициировал бы переговоры: коммерция конфликтов не любит.) Такая позиция кишиневских властей уже спровоцировала крайнее напряжение в отношениях между Молдавией и РФ, включая торговое эмбарго, разработку неких "ответных мер" в Кишиневе, порывы ограничить вещание российских телеканалов в Молдавии. И предел в нагнетании напряженности здесь еще не достигнут: ЕС и США активно подстегивают Кишинев, обещая новые кредиты, намекая на прием в НАТО и направляя своих военных для тренировки молдавской армии.

С другой стороны, дипломатические таланты представителей руководства Молдавии находятся примерно на уровне экс-главы МИД Украины Андрея Дещицы с его позорными антироссийскими речевками. С той, однако, разницей, что Дещица пользовался в Киеве хоть какой-то общественной поддержкой, а вот над Николае Тимофти на родине общественность откровенно издевается. Его считают нелигитимной марионеткой, которая озвучивает позицию правящей коалиции. (Напомним, что президент Молдавии был избран "проевропейской" коалицией с нарушением Конституции РМ, в итоге затяжного парламентского кризиса, когда почти четыре года страна жила вообще без главы государства.) Традиционно Тимофти читает "по бумажке", что прикажут, а самостоятельно предпочитает не высказываться. Более бесполезного и никчемного персонажа на посту президента современная молдавская история не видела — и это самое мягкое определение, которое вы можете увидеть в молдавских СМИ (в том числе и в тех, которые поддерживают "проевропейскую" власть).

Поэтому инцидент в Минске был, в общем, предрешен: из Кишинева на саммит отправили абсолютно некомпетентную фигуру с поручением "агрессивно надавить" и "пригрозить выходом из СНГ". Ну, и заслуженно получили. Вряд ли бывший судья Тимофти, не обремененный ни дипломатическим, ни хотя бы управленческим опытом, рассчитывал, что встретит жесткую отповедь со стороны президента РФ. Тимофти привычно "озвучил" то, что было написано на листочке, вынутом из кармана пиджака: текст с набором обвинений в адрес России, — и страшно удивился, когда получил сдачи. "А нас-то за что?"

Кто виноват в эмбарго?

Угрозы и агрессивная риторика не лучшая тактика для тех, кто спровоцировал конфликт. Фактически, молдавский президент транслировал позицию Брюсселя, повторяя обвинения, которые мы уже слышали из уст украинских дипломатов, о намерениях России подорвать "евроинтеграционные устремления", об имперских амбициях и намеренном развязывании торговой войны.

Оставим в покое "евроинтеграционные устремления". За минувшие пару месяцев из уст высоких европейских чинов не раз звучали заявления, что ни о каком вступлении Молдовы в ЕС в обозримой перспективе не может идти и речи. Здесь ничего не изменилось за последний десяток лет.

Интересно другое. Никто во властных кабинетах Молдавии не в состоянии сегодня ответить на вопрос, почему официальный Кишинев даже не пытался перед подписанием соглашения о свободной торговле в рамках ассоциации с ЕС провести консультации с Россией, от которой молдавская экономика зависит, так сказать, с потрохами.

Почему подписание соглашения об ассоциации с ЕС состоялось в крайней спешке, без всяких парламентских слушаний, без обсуждения с молдавским обществом? Почему жестко и быстро подавляли все попытки оппозиционных политических сил провести референдум о внешнеполитическом курсе страны: Таможенный союз или ассоциация с ЕС?

И следующий вопрос — неужели в Кишиневе всерьез полагали, что Россия оставит без всякой реакции фактическую отмену более чем 200 торгово-экономических соглашений и договоров между Молдавией и Россией, которые были внедрены за последние двадцать лет? Напомним, что в 2001 году молдавский президент коммунист Владимир Воронин и президент РФ Владимир Путин подписали Базовое соглашение о стратегическом партнерстве между двумя странами. В какой яме собралась "проевропейская" правящая коалиция похоронить теперь это партнерство?

Нелепо говорить, что односторонний отказ одного из партнеров от всего комплекса экономических соглашений, от всей системы международной торговли, выработанной за два десятилетия, "никак не отразится на экономике России". А именно это утверждают официальные лица в Кишиневе, со вкусом рассуждая об "имперских амбициях".

Шанс избежать катастрофы не будет использован

Парадоксально, что именно в ходе минского саммита Молдавия получила очередной шанс урегулировать отношения с РФ. В ответ на скандал, затеянный молдавским президентом, Владимир Путин выдвинул новую инициативу: отложить введение в действие соглашения об ассоциации Молдавии с ЕС по крайней мере до 2016 года и вместе с партнерами из Евросоюза и Молдавии начать переговоры по преодолению возникших проблем. Это тот самый формат, который открывает свет в конце туннеля для экономики Украины. Напомним, что Киев уже выпросил аналогичную отсрочку по своему договору об ассоциации с ЕС.

Однако и после саммита Кишинев никак не реагировал на минские предложения Путина. Никаких дискуссий о возможной отсрочке ассоциации с ЕС во властных кабинетах Молдавии не ведется, никаких комментариев для прессы не поступает. Напротив, Европу еще активнее призывают ускорить ратификацию соглашения.

А между тем, последние месяцы демонстрируют яркую картину экономического самоубийства, совершенного властями Молдавии. Все даже хуже, чем прогнозировали независимые эксперты после введения Россией торгового эмбарго. Урожай овощей и фруктов остался на полях. То, что смогли спасти, закладывают на длительное хранение без всякой надежды на прибыльный сбыт. Владелец небольшого агрохозяйства в Каушанском районе Молдавии жалуется: "Я продавал в Россию лук по четрые лея за килограмм. Теперь у меня без движения лежит 1000 тонн лука, и я не могу продать его дороже 1,5 лея при себестоимости в два лея! Как отдавать кредиты, как платить зарплату? Минсельхоз пообещал компенсации, но мы их и не видели: все распределяют "своим", да и те деньги — капля в море. Не думаю, что хозяйство переживет этот год".

Можно себе представить, каких масштабов катастрофа разворачивается для крупных хозяйств, которые поставляли овощи, фрукты и консервы на экспорт в Россию. Это абсолютный крах с учетом того, что сельскохозяйственная отрасль Молдавии составляет 40 процентов от ВВП, а на долю российского рынка до сих пор приходилось порядка 80 процентов от общего объема экспорта плодоовощной продукции.

Однако нет сомнений, что прозападный режим в Молдавии и не подумает воспользоваться шансом на спасение в рамках минских предложений Путина. Весь характер действий Кишинева, с самого начала процесса ассоциирования Молдавии с ЕС ясно показывает: от молдавских властей здесь вообще ничего не зависит. Внешний курс республики сегодня жестко определяется в ЕС и США.

А там любой шаг Молдавии на Восток считается побегом, прыжок на месте — провокацией.

Читайте также:

Россию и Европу по углам расставит ВТО

Порошенко и ЕС больше не хотят ассоциации

Терпению России пришел конец

Бои перекинулись на поля Молдавии

Евросоюз: красивая мечта и никакой экономики

Автор Александр Исаев
Александр Исаев — обозреватель, редактор молдавской газеты "Коммунист", внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить