Российские пограничники сразятся с талибами

Россия снова готова взять под охрану таджикско-афганскую границу. О такой возможности заявил глава департамента стран СНГ МИД России Максим Пешков, ранее являвшийся послом РФ в Таджикистане.

По его словам, это может быть сделано "с учетом ситуации в Афганистане и растущей угрозы терроризма". По его словам, в настоящее время этот вопрос находится на стадии рассмотрения и "если таджикская сторона предложит нам защиту своих рубежей, то нет причин отказать ей в этом".

Не надо быть особым провидцем, чтобы предсказать, что Душанбе нас об этом попросит. Ведь в Таджикистане становится все более неспокойно. Так, 22 сентября банда исламиста Мулло Абдулло Рахимова разгромила колонну таджикских войск. По сообщениям местных СМИ, в этой операции принимали участие боевики из Афганистана и Пакистана.

Успешная операция против таджикских военных лишний раз показала то, что они никуда не годны. Не случайно после этого президент Эмомали Рахмон стал умолять зарубежные государства помочь укрепить границы, чтобы из Афганистана в страны Центральной Азии не пришла "зараза".

Напомним, что еще пять лет назад на таджикско-афганской границе находились наши "зеленые фуражки". Результаты их работы говорят сами за себя: в 1992–2005 годы они задержали свыше трех тысяч нарушителей границы и боевиков, изъяв 1003 единиц огнестрельного оружия, до зенитных установок и ПЗРК включительно, а также более 447 тысяч боеприпасов. Одного героина было задержано почти 11,5 тонн. И это не считая тысяч тонн "легких наркотиков".

Однако эти подвиги стоили им очень дорого: 161 российский пограничник погиб, 362 были ранены. В ряде случаев нашим стражам границы приходилось выдерживать настоящие бои с превосходящими силами противника. Так, 13 июля 1993 года афганские и таджикские моджахеды атаковали 12-ю погранзаставу Московского отряда. Они не скрывали, что ее уничтожение стало местью за активную борьбу "зеленых фуражек" с наркомафией. В этом бою погибло 25 наших пограничников и военнослужащих из 48.

Примечательно, что реакция из Таджикистана на возможное возращение российских пограничников довольно странная: многие не желают этого, считая, что Душанбе само в состоянии себя защитить. А некоторые высказываются в духе, что "незачем русским ребятам умирать где-то в Таджикистане" и что появление там наших "зеленых фуражек" якобы может усложнить двусторонние отношения.

Последнее опасение высказывается не случайно. Переправка афганского героина через Пяндж давно стала очень доходным делом по обе стороны границы. Все прекрасно знают имеющиеся расценки на безопасный провоз зелья через заслоны таджикских пограничников.

Фото: AP

Тем более, что за последние годы производство героина в Афганистане увеличилось в десятки раз. И по-прежнему львиная его доля перебрасывается отлаженным "северным маршрутом", через Таджикистан.

Или другой момент: наши "зеленые фуражки" рискуют оказаться в Таджикистане промеж молота и наковальни. Рано или поздно НАТОиз Афганистана уберется и там воцарится режим талибов, которые обещают покарать всех, кто помогал "крестоносцам уничтожать афганский народ". Таковыми помощниками они считают и представителей режима Рахмона, отдавшего территорию Таджикистана под тыловую базу НАТО.

Читайте также: Вернет ли НАТО Россию в Афганистан?

Смогут ли наши пограничники выстоять, если талибы пойдут через Пяндж? Сомнительно. Правда, у нас в Таджикистане имеется 201-я стрелковая дивизия. Однако, учитывая то, что значительная часть личного состава этой дивизии набрана по контракту из таджиков, очень большой вопрос, на чью сторону они встанут в час икс.

Возникает вопрос — а надо ли нам освежать в памяти строки из песни "Таджикистан — второй Афган"? Руководитель департамента стран СНГ фонда "Центр политических технологий" Сергей Михеев считает:

"Появление там наших пограничников было бы полезным для борьбы с наркотрафиком и для поддержания нашего влияния в регионе в целом. Однако в силу того, что это не выгодно самим таджикским властям, напрашивается вывод: а оно нам надо? Ведь наркотрафик в Таджикистане находится под их опекой. Таджикским властям борьба с транзитом наркотиков, приносящим баснословные прибыли, явно не выгодна. И боюсь, что в случае направления туда пограничников нам снова будет не обойтись без гробов".

По мнению заместителя директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, "с одной стороны, пребывание на границе нам необходимо для борьбы с наркотрафиком, поскольку таджикские пограничники ни на что не годны. Но, отправляя их туда, никто не сможет гарантировать их возвращение. Скоро войска НАТО оттуда уйдут, и воцарятся талибы. Сдержать их горстке пограничников явно не удастся. Рассчитывать на то, что положение спасут подразделения 201-й военной базы, не приходится, поскольку, скорее всего, исламисты будут наносить комбинированный удар — как по пограничникам, так и по ним. Причем существует угроза повторения Дьен-бьен-фу (речь идет об унизительном разгроме французской армии в мае 1954 года вьетнамцами. — Ред.) в российском варианте. Наши подразделения попадут в окружение, и им придется прорываться с боем. Какими жертвами — это отдельный вопрос".

Опасения эксперта небеспочвенны. Ситуация 13 июля 1993 года наглядно показала, что мы не в состоянии экстренно перебросить помощь. 12-ю заставу уничтожали с применением реактивной артиллерии полдня, пока остатки пограничников самостоятельно не прорвались к своим, не получив даже авиаподдержки. Только на этот раз масштабы разгрома могут стать куда более значительными.

Разумеется, бороться с наркоугрозой надо. Но, может быть, в первую очередь следует уделить большее внимание этническим преступным группировкам, контролирующим этот бизнес, не подвергая опасности наших пограничников?

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить