Материнский инстинкт защищает разум

Ученые американского Университета Тафтс обнаружили, что наиболее интенсивная регенерация новых нервных клеток и образование связей между ними происходит в мозгу беременных и кормящих матерей. Об особенности нейрофизиологии и образовании нейронов корреспондент "Правды.Ру" пообщался с неврологом, кандидатом биологических наук Маргаритой Трушиной.

199283.jpegГоворят, что нервные клетки не восстанавливаются. Это утверждение неверно — в определенных условиях и ситуациях нейроны способны регенерировать и выстраивать между собой новые связи. Однако запускается подобный механизм восстановления только в особенных состояниях. Это наглядно демонстрирует открытие биологов Школы ветеринарной медицины при Университете Тафтс (Бостон, США).

Начатое учеными исследование преследовало цели изучить поведение нерожавших крыс, которым навязаны обязанности следить за молодняком и воспитывать его. Опыты показали, что даже не имея опыта воспитания собственных малышей, крысы изо дня в день все лучше и лучше справлялись с работой нянек. Они научились следить за тем, чтобы крысята не разбежались, возвращали их в гнездо и закрывали своим телом от опасностей.

Читайте также "Органическая память — от человека к компьютеру"

В конце исследования ученые сделали томографию мозга подопытных крыс и с удивлением обнаружили, что в их мозгу появилось огромное количество дополнительных нейронов. Американские биологи напрямую связывают это с материнским инстинктом, который требует дополнительных умственных способностей, равно как и внимания, что влечет за собой образование новых нервных клеток.

Природа материнского инстинкта до сих пор остается неясной для науки. С одной стороны, биохимики уверено доказывают, что он базируется на выработке специального белка пролактина во время беременности и лактации.

Но, одновременно с этим, другие научные группы продемонстрировали опытным путем, что материнский инстинкт может формироваться у бездетных самок млекопитающих, которым поручено воспитание чужих малышей. Наглядные результаты были получены при изучении грызунов, приматов и даже людей.

Мияко Фурута и Роберт Бриджес — нейробиологи из Школы ветеринарной медицины — отметили, что количество новых нейронов, образовавшихся в субвентрикулярном отделе головного мозга, существенно различается у крыс, которые не имеют своего потомства и не воспитывают чужое, и теми бездетными особями, которым доверили воспитание молодняка. Дополнительные исследования показали, что подобный интенсивный рост нейронов наблюдается у беременных и кормящих самок грызунов и приматов.

199284.jpegМеханизм такой стимуляции умственной активности ученым пока не понятен. Самым естественным вариантом такого процесса считается пролактин, который, видимо, обладает некими неизвестными доселе функциями. Другая гипотеза гласит, что общение с молодняком само по себе ведет к активизации высшей нервной деятельности.

Смотрите фоторепортажи в разделе "История, наука"

"Как и во всех научных исследованиях, наша работа дала один ответ и множество новых вопросов, — говорит Роберт Бриджес, глава отдела репродукции и нейрофизиологии Школы ветеринарной медицины Университета Тафтс. — На следующих этапах исследования нам предстоит взломать еще несколько тайн. Почему самки всегда безошибочно находят своих малышей среди множества подобных? Или, например, как новые нейроны перемещаются в другие отделы головного мозга, если формируются они в одном месте?"

Корреспондент "Правды.Ру" поговорил с сотрудником Научного центра неврологии РАМН, кандидатом биологических наук Маргаритой Трушкиной.

"Процессы, происходящие в нервных тканях, во многом еще остаются для нас загадкой. Каждое новое открытие, действительно, задает больше вопросов, чем дает ответов. Что уж говорить о механизмах регенерации. Объяснить многие из них современная неврология не может — остается лишь догадываться.

Для того чтобы хотя бы представить сложность человеческого организма, нужно просто вспомнить, что каждый из нас — это не нечто единое, а сообщество неисчислимого множества органических клеток, каждая из которых живет своей жизнью и не имеет представления о том, что является частью чего-то большего. Нам необходимо разобраться в их образе жизни, что позволит научиться контролировать свой организм и оберегать его".