"Марши свободы" превратятся в "походы на Лубянку"

Лидеры оппозиции, несмотря на попытку найти компромиссный вариант проведения "Марша свободы" со стороны мэрии Москвы при участии главы совета по правам человека Михаила Федотова и уполномоченного по правам Владимира Лукина, отказались от предложенного властями маршрута от Трубной площади до Храма Христа Спасителя.

Странно — ведь данное предложение соответствовало главными условиями оппозиционеров были "центральность" площади (от Кропоткинской до Кремля — считанные сотни метров) и длина маршрута не менее 4 километров. Впрочем, представители Координационного совета оппозиции, избранные "для защиты и представления" несогласных горожан, несмотря на предупреждение полиции о незаконности призывов на несанкционированную акцию и ответственности за ее организацию, призвали желающих собираться в субботу на Лубянской площади.

"Остается вариант — Лубянка в 15.00. Каждый идет сам", — написал в твиттере Сергей Удальцов. "15 декабря в 15 часов на Лубянке", — повторил Алексей Навальный. Теперь, даже если представители КС договорятся со столичной мэрией, часть граждан придет на Лубянскую площадь — где будут, вероятно, задержаны (что впоследствии грозит административным наказанием "по новым правилам", в том числе многтысячными штрафами).

Впрочем, лидерам оппозиции не впервой — достаточно вспомнить события на Болотной площади 6 мая, где оргкомитетом заранее планировалась (по словам Евгении Чириковой и Ксении Собчак) забастовка и прорывы полицейского оцепления. В результате организаторы отделались задержаниями и штрафами, а полтора десятка "рядовых" оказались в СИЗО и под следствием.

"Ну вот. Все как я и думал",- отреагировал на высказывание членов КС известный публицист Дмитрий Ольшанский, "Понятно, что оппозиционеры нарочно отказались от обычных маршрутов (бульвары, Болотная, Сахарова и проч.) — тихое мирное мероприятие им невыгодно, единственный шанс тонизировать движуху — неприятности".

"После слива протеста махать кулаками для спасения репутации предателей Немцова, Пархоменко, Яшина и Рыжкова мы не будем",- заявил в своем блоге пресс-секретарь "Другой России" Александр Аверин.

Любопытно, что активисты и лидеры протеста уже называют свою акцию началом "Стратегии-15", по аналогии со "Стратегией-31" Эдуарда Лимонова, проводимой уже несколько лет на Триумфальной площади. Об этом, в частности, заявил как Сергей Удальцов, так и активист "Солидарности" Олег Козырев.

Вот только у "Стратегии-31" была хотя бы декларативная цель — "соблюдение 31 статьи Конституции РФ" — хотя позже одна из заявителей митингов на Триумфальной, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила, что для организации митингов в России недостаточно только уведомления, а нужно согласование — добавив, что аналогичное законодательство действует в США.

У "Стратегии-15", судя по мнениям в социальных сетях (включая активистов оппозиционных движений) цель одна — восстановление репутации КС после сотен статей, постов и исследований о падении протеста. Ну и, конечно же, попытка "перенести протест через Новый Год", не дав ему "засохнуть" и закончиться на предновогодней акции.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к известному оппозиционному публицисту и представителю партии "Демократический выбор" Станиславу Яковлеву.

"Мне вот какой момент интересен — в чем вообще смысл этого гениального блицкрига? Представим, что пойдут люди со всех сторон на Лубянку. Без символики и лозунгов — иначе не дойдут. Пришли. Митинг организаторы упразднили — поэтому все, что там можно устроить, это достать символику и лозунги", — считает он.

"Таким образом они моментально и полностью скопируют Триумфальную. То есть Марш Свободы концептуально усыхает до "Стратегии-31", — поясняет Яковлев. "Сколько ей годиков? Три? Понятно почему сейчас лидеры "белых лент" критикуют Лимонова. Возможно (они) нутром чуют неизбежность сравнений. И справедливо чуют",- ехидничает оппозиционер.

"Давайте смотреть дальше. Арест на 15 суток за несогласованную акцию 15-го декабря (с учетом среднего срока до суда в пол-суток) означает выход на свободу 1 января и Новый год в ИВС", — напоминает публицист. Он также отметил, что "Стратегия-31" хотя бы формально опиралась на идею прямого действия Конституции РФ.

"А вот эта "лубянская стратегия" — там-то какая идея? Ради чего, я дико извиняюсь, люди должны идти под задержания и штрафы? Единственный ответ, который дал Навальный: из принципа", — считает Яковлев.

"И для информационного повода — можно будет "узников Лубянки" обсуждать, негодовать действиями полиции, обещать "выходить еще". Ну так это и есть дословное копирование "Стратегии-31", только без идейного обоснования", — добавляет он.

Оппозиционный политик полагает, что возможный вариант развития событий — это перевод "обмелевших" протестных акций "в выходы по 15 числам на Лубянку ближайшие шесть лет до очередных федеральных выборов, чтобы показать "мы не опустили руки, а боремся"

"Кстати, мне грустно сообщать об этом дорогим блогерам и хипстерам, но "оккупаить Соловецкий камень" первыми придумали тоже нацболы",- добавляет эксперт.

Варианты со штурмом или захватом здания ФСБ на Лубянке, распространяемые в социальных сетях Станислав Яковлев опроверг как "бредовые". "Лубянка — режимный объект первой категории. Круче для многолетнего заключения только арсеналы армейские поштурмовать",- считает он.

Остается добавить, что в том же твиттере, где уже сутки обсуждается варианты развития событий 15 декабря представители "раздраженных горожан" пишут "МаршСвободы может вернуть лидерам оппозиции былую популярность только кровью или делом. Второй вариант, как мы уже поняли, ждать бесполезно".

Впрочем, представители силовых структур уже заявили, что не допустят несанкционированной акции, а его организаторы, участники и "агитаторы" будут отвечать по всей строгости закона. Кроме того полицейские в интервью Politonline. ru сообщили, что при необходимости пресечения беспорядков полиция может применять спецсредства, а задержание теперь будет означать не просто "протокол, который можно повесить в офисе на стену", а многотысячные штрафы.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *