Ломовой воздушный извозчик CH-53E

Тяжелый транспортный вертолет Sikorsky S-65, армейское обозначение - CH-53 Sea Stallion, производится американской компанией, основанной ученым-авиаконструктором, выходцем из Российской империи Игорем Ивановичем Сикорским, Sikorsky Aircraft Corporation.

Разработка тяжелого десантно-транспортного вертолета СН-53Е для корпуса морской пехоты США началась в 1971 году. Требовался вертолет с большой грузоподъемностью, но достаточно небольшой, чтобы взлетать с десантного вертолетоносца.

Вертолет СН-53Е Super Stallion является развитием вертолета СН-53А, имея с ним 50 процентов общих агрегатов и деталей, но отличается увеличенной грузоподъемностью, трехдвигательной силовой установкой и большими размерами грузовой кабины и диаметра несущего и рулевого винтов.

Во время войны во Вьетнаме американцы потеряли 36 вертолетов CH-53 всех модификаций. 11 июля 1972 года выстрел из ракетного комплекса "Стрела-2" уничтожил CH-53. Погибло более 50 южновьетнамских коммандос.

Вертолеты предполагается вооружить для самообороны УР класса "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder и снабдить контейнерами для разбрасывания дипольных отражателей или ИК-ловушек, а в топливной системе использовать инертный газ. Кроме того, кабину предполагается снабдить усовершенствованной системой подъема и перемещения грузов.

Вертолеты СН-53Е идут на экспорт под обозначением S-80Е. Силами самообороны Японии заказано десять вертолетов СН-53Е под обозначением S-80M Sea Dragon.

Интересно, что этот геликоптер стал альтернативной формой Блэкаута и Гриндора из фильмов "Трансформеры" и "Трансформеры: Месть падших".