К 2030 году в России могут ввести плату за проезд по всем автомобильным дорогам.
Пока инициатива находится только на стадии обсуждения.
"Стоимость строительных ресурсов и содержания дорог растет. Также на трассах появляется все больше электромобилей, которые освобождены от уплаты транспортного налога", — пояснил Кирюхин.
По его словам, именно эти факторы вынуждают искать новые источники финансирования дорожной отрасли.
Ранее в России уже обсуждались льготы для отдельных категорий. В частности, предлагалось сделать бесплатным проезд по платным трассам для родителей с тремя и более детьми. Такая мера помогла бы сократить расходы многодетных семей во время поездок и повысить их мобильность.
| Плюсы | Минусы |
| Дополнительные средства на ремонт и содержание дорог | Рост расходов для всех автомобилистов |
| Снижение нагрузки на бюджет | Риски социальной напряженности |
| Возможность дифференцированных тарифов | Увеличение стоимости логистики и товаров |
| Мотивация к развитию каршеринга и общественного транспорта | Неравные условия для жителей отдалённых регионов |
Это пока лишь обсуждается, решение не принято.
Количество электромобилей растёт, они освобождены от налога. При этом расходы на содержание дорог увеличиваются.
Обсуждается бесплатный проезд для многодетных семей, а также возможны другие исключения.
Если все дороги действительно станут платными, изменится структура транспортных расходов населения и бизнеса. Для автомобилистов это дополнительные траты, но для государства — возможность стабильно финансировать дорожное хозяйство. В перспективе это может привести к улучшению качества покрытия и большей безопасности трасс, однако ударит по карману рядовых водителей.
Идея платных дорог не нова. Ещё в Древнем Риме существовали пошлины за проезд по мостам и определённым маршрутам. В Средневековой Европе сборы за использование дорог взимали феодалы, что стало прообразом современной системы.
В России первые платные дороги появились в XIX веке — чаще всего это были мосты и переправы, где нужно было платить за проезд телег или скотины.
Современная история началась в 1990-х: в 1999 году открылся первый платный участок — мост через реку Воложку в Тверской области. Сегодня в стране насчитываются десятки федеральных и региональных платных трасс, включая магистраль М-11 "Нева" Москва-Санкт-Петербург.
В Европе и США система платных дорог действует десятилетиями и является основным источником финансирования их содержания.
Идея сделать все дороги в России платными пока обсуждается на уровне концепции. Власти ищут баланс между потребностью в финансировании и социальными последствиями. Итоговое решение будет зависеть от экономических расчётов и общественной реакции.