The Observer: 30% российских детей попадут в преступные группировки, а 14% покончат с собой.

В России угрожающе растет число так называемых социальных сирот. Их родители живы, но не могут заботиться о детях, потому что пьют, находятся в местах лишения свободы или просто не в состоянии обеспечить детям адекватное воспитание. Об этом пишет газета The Observer.

Как отмечает газета, в России уже 700 тысяч таких детей. Таким образом, родительской опеки лишено больше детей, чем в годы Второй мировой войны. Причина такого положения вещей — социальные проблемы и нищета, цитирует автор слова Светланы Прониной из организации "Права ребенка".

"Количество беспризорников растет не только из-за плохой экономической ситуации и социального упадка, но и из-за государственной политики. Вместо того чтобы работать с семьями из группы риска, у государства репрессивный менталитет, и каждый год около 20 тыс. семей лишают родительских прав, их детей отправляют в детские дома", — говорит Пронина.

В результате социальные сироты прозябают на станциях метро, скрываясь от милицейских облав и нюхая клей. Врачи говорят, что им приходится встречать даже десятилетних наркоманов.

К 2015 году, как опасаются аналитики, изменение соотношения молодежи рабочего возраста и пенсионеров, а также высокий уровень детской смертности приведут к демографическому кризису в России.

В детских домах уже содержатся около 200 тысяч детей, и по статистике 30 процентов из них попадут в преступные группировки и тюрьмы, а 14 процентов покончат с собой.

Имя им — легион Всего в России около 150 000 детей отказников, воспитывающихся в специализированных детских домах и приютах. Причем, в 1998 году их было около 105 000. Строго говоря, понятие "детский дом" является общим. На деле это могут быть и специальные коррекционные учреждения, в том числе и дошкольные, для детей с нарушениями интеллекта, для умственно-отсталых детей, для детей с тяжелыми нарушениями слуха и речи. Бывают просто коррекционные детские дома, бывают смешанного типа, также работают дома-школы, дома-интернаты, дома детства, дома санаторного типа. В последнее время стали появлятся православные детские дома и приюты. Особые надежды возлагают на дома семейного типа — детские деревни, состоящие из 10-12 домов, в каждом из которых не более 10 воспитанников на попечении "мамы-воспитателя".

Как бы то ни было, в течение последних 6-ти лет наблюдается постоянный рост числа питомцев детских домов. Например, в Москве в 1996 г. их было 18500, в 1998-м — 19300. Среди питомцев детских домов постоянно увеличивается число детей, чьи родители были лишены родительских прав. 21 % детдомовцев — это именно отказные дети, из них 10% рождены несовершеннолетними матерями. 35-40% оказались в детдоме из-за алкоголизма родителей; 2-3.5% - из-за наркомании родителей, часто отягощенной СПИДом. 15% питомцев детских домов оказались не нужны своим родителям по причине врожденных дефектов. Увеличивается процент детей первых месяцев жизни, находящихся в домах ребенка: в 1996-м их было 24%, в 1998-м — 32%.

Однако распространенность отказничества (около 20000 случаев в год, по России в целом) несопоставима с распространенностью абортов (около 20597000 в 1999 г., причем в 1990-м было в два раза больше).

Провинциальные ужасы Чаще всего печальные новости о произволе, творящемся в детских домах поступают с российских окраин. Например, по сообщению ИА Байкал Инфо, основные нарушения в детских домах и социальных приютах Иркутской области связаны с недостаточным финансированием детского питания. Согласно федеральным стандартам на ребенка должны тратить 86 рублей в день, а в реальности эта сумма соcтавляет 20-30 рублей. Нарушение бюджетной обеспеченности детей закладывается на уровне федеральных бюджетов: проще говоря, на содержание выделяется меньше денег, чем нужно. В итоге вместо рыбы, говядины, творога и фруктов дети потребляют макаронные изделия. Причем, в полтора раза больше установленной нормы.

Еще одним бичом современных российских детских домов является окрадывание детей: несанкционированное снятие денег со сберкнижек детей. Правда, часто сотрудники детских домов несанкционированно снимают деньги на покупку продуктов питания и одежды для детей, но полностью проконтролировать, куда именно уходят алименты и пенсии детей невозможно. Например, недавно в одном из детских домов той же Иркутской области было незаконно снято чуть меньше 300 000 рублей.

Также недавно закончился скандал, стартовавший еще в 2003 году, связанный с совращением малолетних воспитаниц одного из дестких домов в Новосибирской области. Несколько девочек 13-16 лет были изнасилованы, заражены венерическими заболеваниями, а также вовлечены в антиобщестевенные действия (съемка любительского порно). До суда дело не дошло: виновник совершил самоубийство.

Воспитанникам московских детских домов живется несколько лучше. Все-таки столица остается столицей. Прежде всего, московские власти имеют возможность дополнительно финансировать учреждения данного типа. Правда, есть некая двухсмысленность: официальные лица стремятся к "парадному портрету", а сотрудники независимых общественных фондов и организаций, например, С. Бочарова из движения "Добро — без границ" утверждает, что за последние 10 лет в Москве не было создано достаточного количества общественных семейных детских домов. А также никак не решается проблема нежелания российских граждан усыновлять детей. Количество детей-сирот, усыновленных в России, составляет примерно 10-12% от числа детей усыновленных зарубежными гражданами. А активисты проекта "К новой семье" (http://innewfamily.narod.ru/index.htm) считают, что российские родители чаще всего предъявляют повышенные требования к усыновляемому ребенку. Например, хотят "абсолютно здоровую девочку со светлыми глазами и волосами". Понятно, что детей такого типа мало, а желающих много. Или новорожденного ребенка: для того, чтобы имитировать беременность. А большинство детей, чуть более старшего возраста, имеющих небольшие проблемы со здоровьем никому на своей родине не нужны. Причем, как известно иностранцы в этом вопросе непринципиальны: многие берут детей в крайне тяжелом состоянии и вылечивают. На 2003 год Министерство образования РФ аккредитовало 88 иностранных организаций (http://www.ed.gov.ru/ob-edu/obp/rub/237,print/). Большая часть из них — американские. Причем, до 9 апреля этого года в соответствии с решением Межведомственной комиссии по вопросам усыновления иностранными гражданами российских детей прием документов от организаций по усыновлению США был приостановлен.

Психологические реалии Основной проблемой детей, воспитывающихся в детских домах, являются трудности социальной адаптации и психологической реабилитации. Дело в том, что дети-сироты — это социальные сироты, большинство из них имеет реальных родителей. У таких детей нет положительного домашнего опыта общения в семье. Наоборот, имеется негативный. Чаще всегоу детей успело сформироваться искаженное представление, как о себе самом, так и об окружающем мире. За время их короткой, но тяжелой жизни у них сложилось неправильное отношение к людям, жизни и социуму. Часто отсутствует представление о групповых нормах общения, плохо развиты формы конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.

В настоящее время имеется недостаток в квалифицированных кадрах. Дело в том, что при нынешней системе по отношению к обеспечению детских домов специалистами в первую очередь, психологами, действует остаточный принцип. А ведь каждый ребенок, имеющий такой жизненный опыт, нуждается в специализированной помощи.

По мнению психолога-консульнта, Евгении Дьяковой (сотрудник социально-психологической службы "Кабинет доверия") основной проблемой детей-сирот является то, что они варятся в своем соку, изолированные от жизни за стенами интерната. Детей нужно обучать навыкам межличносного общения, учить анализировать и оценивать различные жизненные ситуации. Специалисты из организации "К новой семье" считают, что общественное воспитание — это вычеркнутые годы из жизни детей, впустую израсходованные деньги и пополнение маргинального и криминального общества. Эффективность коллективного воспитания не превышает 30% и приносит много горя, как и бывшим воспитанникам, их окружению и всему обществу в целом.

Решение данной проблемы в настоящее время специалисты видят, прежде всего, в снижении числа матерей, отказывающихся от своих детей, в создании детских домов нового — семейного типа, в увеличение штата психологов, работающих в учреждения данного типа, а также введение налоговых льгот для фирм и предприятий, спонсирующих детские дома. К сожалению, пока обо всем этом дети — социальные сироты, могут только мечтать.