Эксперт: Теракт в Ницце происходит в момент, когда позиции ИГ слабеют

Эксперт: Сценарий теракта в Ницце позаимствован у палестинцев

В Ницце вечером в четверг, 14 июля, прогремел теракт. По данным французских СМИ, смертник на грузовике врезался в толпу людей на набережной Ниццы. В прокуратуре полагают, что погибли около 70 человек.

Сообщается, что водитель грузовика был застрелен полицейскими. О произошедшей трагедии во Франции в день взятия Бастилии Pravda.Ru поговорила с политологом, дипломатом, профессором кафедры мировой политики НИУ ВШЭ и руководителем центра французских исследований Института Европы РАН Юрием Рубинским.

"Во-первых, это не первый теракт во Франции. Причем за последние 1,5 года уже третий. Это достаточно масштабно, 7-9 января прошлого года, 13 ноября, где погибло 149 человек и несколько десятков ранены. И вот сейчас, 14 июля, в национальный праздник, в Ницце террорист-смертник, тунисец по происхождению, врезался на главной набережной в Ницце в толпу вечером и потом открыл огонь из пистолета по прохожим, пока не был ликвидирован полицией", — сказал Юрий Рубинский в интервью для Правды.Ру.

Наш собеседник уверен, что для начала необходимо обратить на важный фактор — "теракт происходит в момент, когда позиции ИГ слабеют на местности. И в Сирии, где правительственные войска Ассада с помощью российской авиации окружают Алеппо, крупнейший город экономической страны после Дамаска, и в Ираке, где правительственные войска начинают постепенно окружать крупнейший город Ирака после Багдада, 1,5-миллионный Мосул. Это, конечно, заметное ослабление на местности позиции ИГИЛ, и, естественно, его руководство реагирует, а именно, призывает своих сторонников по всему миру использовать любые подручные средства, для того чтобы завоевать неверных и продвигать дело Халифата в мировом масштабе".

Также Юрий Рубинский рассказал корреспонденту Правды.Ру о том, что "характер теракта, именно использование грузовика, в Европе до сих пор не использовался. Главным образом, он довольно широко применяется палестинскими террористами в Израиле последний год-полтора, врезаются автомобили со смертниками в остановки городского транспорта".

"Он из Туниса, где, кстати, началась Арабская весна. Он уже был не на заметке у спецслужб, а просто имел мелкое уголовное прошлое и, как все остальные люди этой категории, в тюрьме прошел обработку у соответствующих проповедников. Пока нет сведений, был ли он в Сирии, Ираке, или нет, но, во всяком случае, это совершенно типичный профиль террориста", — подчеркнул эксперт в интервью Правде.Ру.

Кроме того, собеседник Правды.Ру Юрий Рубинский объяснил, какие причины повлияли на то, что Франция оказалось очагом терактов: "Почему Франция? Во-первых, потому, что во Франции самая многочисленная в Европе мусульманская диаспора, в основном это арабы. А, скажем, турки в Германии не менее многочисленные, но они более европеизированные. Во Франции - наоборот. Потому, что это люди-выходцы во втором-третьем поколении, в первом никогда, из трудовых эмигрантов, как правило, из стран, прошедших тяжелую алжирскую семилетнюю войну. Это второе-третье поколение их потомков, не адаптировавшееся в стране пребывания, уже потерявшее связи со своей прежней страной, но не вошедшее в новую культуру и систему французских ценностей, республиканских, демократических. Это очень плохо соответствует и Шариату, и, тем более, крайним мусульманским течениям, таким как салафиты и ваххабиты. Так что во Франции все это не случайно".

"Обо всем этом ведется сейчас речь, в том числе и в Москве, во время визита Кэрри. Две традиции: западные и США, с участием арабских стран, суннитских - это раз; и Россия, Сирия, Иран и иракское значительное шиитское количество... Вот между ними Путин предлагал, как известно, на Ассамблее ООН в сентябре объединить усилия. Этого не получилось. Причем президент Франции после предыдущих терактов в ноябре, такую идею продвигал, но безуспешно", — рассказал собеседник Правды.Ру.

"Пока дело ограничивается попытками согласования целей и движений, против которых стоит вести борьбу - какие именно являются экстремистскими, террористическими, какие нет. Видимо, этот спор будет продолжаться, но каждый теракт очевидно подталкивает стороны к поиску взаимодействия, в котором заинтересованы все", — добавил в заключении беседы с Правдой.Ру Юрий Рубинский.

Обсудить