Не для гонок: зачем фурам десятки скоростей и как найти идеальную передачу

4:41

Многие водители, привыкшие к легковым автомобилям с "механикой" или "автоматом", искренне удивляются, садясь в кабину грузовика. Первое, что бросается в глаза, — вовсе не размер руля или высота посадки, а количество передач. Вместо привычных пяти-шести рычаг может предлагать минимум двенадцать скоростей, а иногда и все двадцать четыре. Почему так много и зачем это нужно?

Ограниченный диапазон, но высокий момент

Главная особенность грузового мотора — это небольшой рабочий диапазон оборотов, часто всего 300-900 об/мин. Для сравнения, у легкового автомобиля двигатель спокойно раскручивается до 6-7 тысяч об/мин. Зато грузовой мотор выдаёт колоссальный крутящий момент — от 1 200 Нм и выше. Такая тяга нужна, чтобы сдвинуть с места сам тягач весом 18 тонн плюс прицеп ещё на 20 тонн.

При этом стоит помнить: чем тяжелее машина, тем чувствительнее двигатель к нагрузке. Если попытаться разогнать 40-тонный состав так же резко, как легковушку, можно легко перегрузить коробку и даже сломать её.

Зачем столько ступеней

Каждая передача в грузовике нужна для того, чтобы плавно и безопасно передавать мощность на колёса. Чем тяжелее машина, тем меньше "запас прочности" у трансмиссии. Поэтому переключения должны быть максимально последовательными, без больших разрывов между ступенями.

Интересный момент: формально у грузовика всё те же шесть передач, что и у легковушки. Но используются специальные механизмы — делитель (повышающая передача) и демультипликатор (понижающая). В итоге шесть передач превращаются сначала в двенадцать, а при добавлении демультипликатора — в двадцать четыре.

Сравнение: легковой автомобиль и грузовик

Параметр Легковой авто Грузовик
Кол-во передач 5-6 12-24
Диапазон оборотов 600-7 000 об/мин 300-900 об/мин
Крутящий момент 150-400 Нм 1 200-3 000 Нм
Масса 1-2 тонны 18-40 тонн
Переключение Быстрое Плавное и частое

А что если…

А что если бы грузовики имели всего шесть передач как легковушки? Машина просто не смогла бы тронуться с места при полной загрузке, или бы трансмиссия вышла из строя на первых километрах. А если бы сделали двигатель с более широким диапазоном оборотов, он бы потерял в надёжности и ресурсе, что недопустимо для коммерческого транспорта.

Плюсы и минусы "многоступенчатой" коробки

Плюсы Минусы
Плавное движение с тяжёлым грузом Требует опыта и навыков
Экономия топлива Больше времени на переключения
Долговечность двигателя и трансмиссии Усложнённая конструкция
Возможность подстраиваться под рельеф Более дорогой ремонт

FAQ

Сколько передач у современного грузовика?
Обычно 12 или 16, но с делителем и демультипликатором общее число может доходить до 24.

Почему нельзя сделать "автомат" как в легковых авто?
Автоматические коробки для грузовиков существуют, но они намного сложнее и дороже. Чаще всего применяются роботизированные КПП с электроникой.

Что лучше для новичка — "механика" или "робот" в грузовике?
Роботизированная коробка проще в освоении, но механика надёжнее и позволяет лучше чувствовать машину при сложных условиях.

3 интересных факта

  1. У некоторых американских тягачей старой школы — до 24 передач, и водителю приходилось переключаться каждые несколько секунд.

  2. Роботизированные коробки в современных грузовиках часто сами решают, когда подключать делитель или демультипликатор.

  3. Водители-дальнобойщики шутят: "Чем больше передач, тем длиннее дорога до обгона".

Исторический контекст

  • 1950-е: появление первых делителей, увеличивших число передач в два раза.

  • 1970-е: внедрение демультипликаторов, доведших число скоростей до 16-24.

  • 2000-е: массовое внедрение "роботов" в грузовые машины.

  • Сегодня: комбинация механики и электроники позволяет облегчить жизнь водителю, сохраняя мощность и экономичность.

Автор Владислав Поздеев
Владислав Поздеев — журналист, корреспондент новостной службы Правда.Ру