Многие водители, привыкшие к легковым автомобилям с "механикой" или "автоматом", искренне удивляются, садясь в кабину грузовика. Первое, что бросается в глаза, — вовсе не размер руля или высота посадки, а количество передач. Вместо привычных пяти-шести рычаг может предлагать минимум двенадцать скоростей, а иногда и все двадцать четыре. Почему так много и зачем это нужно?
Главная особенность грузового мотора — это небольшой рабочий диапазон оборотов, часто всего 300-900 об/мин. Для сравнения, у легкового автомобиля двигатель спокойно раскручивается до 6-7 тысяч об/мин. Зато грузовой мотор выдаёт колоссальный крутящий момент — от 1 200 Нм и выше. Такая тяга нужна, чтобы сдвинуть с места сам тягач весом 18 тонн плюс прицеп ещё на 20 тонн.
При этом стоит помнить: чем тяжелее машина, тем чувствительнее двигатель к нагрузке. Если попытаться разогнать 40-тонный состав так же резко, как легковушку, можно легко перегрузить коробку и даже сломать её.
Каждая передача в грузовике нужна для того, чтобы плавно и безопасно передавать мощность на колёса. Чем тяжелее машина, тем меньше "запас прочности" у трансмиссии. Поэтому переключения должны быть максимально последовательными, без больших разрывов между ступенями.
Интересный момент: формально у грузовика всё те же шесть передач, что и у легковушки. Но используются специальные механизмы — делитель (повышающая передача) и демультипликатор (понижающая). В итоге шесть передач превращаются сначала в двенадцать, а при добавлении демультипликатора — в двадцать четыре.
| Параметр | Легковой авто | Грузовик |
| Кол-во передач | 5-6 | 12-24 |
| Диапазон оборотов | 600-7 000 об/мин | 300-900 об/мин |
| Крутящий момент | 150-400 Нм | 1 200-3 000 Нм |
| Масса | 1-2 тонны | 18-40 тонн |
| Переключение | Быстрое | Плавное и частое |
А что если бы грузовики имели всего шесть передач как легковушки? Машина просто не смогла бы тронуться с места при полной загрузке, или бы трансмиссия вышла из строя на первых километрах. А если бы сделали двигатель с более широким диапазоном оборотов, он бы потерял в надёжности и ресурсе, что недопустимо для коммерческого транспорта.
| Плюсы | Минусы |
| Плавное движение с тяжёлым грузом | Требует опыта и навыков |
| Экономия топлива | Больше времени на переключения |
| Долговечность двигателя и трансмиссии | Усложнённая конструкция |
| Возможность подстраиваться под рельеф | Более дорогой ремонт |
Сколько передач у современного грузовика?
Обычно 12 или 16, но с делителем и демультипликатором общее число может доходить до 24.
Почему нельзя сделать "автомат" как в легковых авто?
Автоматические коробки для грузовиков существуют, но они намного сложнее и дороже. Чаще всего применяются роботизированные КПП с электроникой.
Что лучше для новичка — "механика" или "робот" в грузовике?
Роботизированная коробка проще в освоении, но механика надёжнее и позволяет лучше чувствовать машину при сложных условиях.
У некоторых американских тягачей старой школы — до 24 передач, и водителю приходилось переключаться каждые несколько секунд.
Роботизированные коробки в современных грузовиках часто сами решают, когда подключать делитель или демультипликатор.
Водители-дальнобойщики шутят: "Чем больше передач, тем длиннее дорога до обгона".
1950-е: появление первых делителей, увеличивших число передач в два раза.
1970-е: внедрение демультипликаторов, доведших число скоростей до 16-24.
2000-е: массовое внедрение "роботов" в грузовые машины.
Сегодня: комбинация механики и электроники позволяет облегчить жизнь водителю, сохраняя мощность и экономичность.