Ростехнадзор вперые за шесть лет проведет проверку на ПАО "Тольяттиазот"

За "Тольяттиазот" взялись всерьез надзорные органы

21 октября на крупнейшем мероприятии Самарской области ПАО "Тольяттиазот" начались внеплановые проверки. Такое решение принял центральный аппарат Ростехнадзора. Поражает в этой казалось бы рядовой ситуации одно: ТоАЗ с такими проверками местные надзорные органы не посещали уже более 6 лет.

Но реальное положение дел на заводе скрывать бесконечно не получится. Как заявляют работники "Тольяттиазота", регулярные нарушения мер безопасности на заводе все же имеют место. Не соблюдаются на предприятии требования закона №116-ФЗ, где говорится об обязанностях операторов обеспечить сотрудникам опасных предприятий безопасность. Должны регулярно проводить диагностику и испытания оборудования, однако более 370 единиц последнего эксплуатируют на заводе безо всякой экспертизы. О чем можно говорить, если без необходимых документов запущен в эксплуатацию новый реактор на производстве карбамида. Конструкционные изменения имеют и печи агрегатов аммиака, при этом они активно работают, но изменения в документацию не внесены. Часть мощностей работает без обязательных остановок, которые предусмотрены для профилактического осмотра и ремонта по мере необходимости. Основной аммиакопровод завода пребывает в критическом состоянии, поэтому его необходимо срочно заменить. При этом экспертиза промышленной безопасности у него отсутствует. Газ в цеха поступает через обычные водопроводные трубы, которые не предназначены для использования под давлением газа. Как результат — постоянные утечки. Все это звучит не слишком страшно для человека, который незнаком с химическим производством, но в действительности подобная халатность сродни преступлению, поскольку может обернуться техногенной катастрофой с тысячами жертв.

Любопытно, что гендиректор Дмитрий Межеедов зачастую запрещает проводить ремонт. Работники завода давно с опаской поглядывают на промоины в фундаменте под работающими котлами агрегата аммиака №2, руководителю ТоАЗа время от времени напоминают о проблеме, которую надо решить, чтобы не испытывать лишний раз судьбу. Но Межеедов с завидным постоянством ссылается на нехватку денег, а скрывающиеся в Великобритании и США владельцы завода сами себе на жизнь не заработают.

У ТоАЗ непростая судьба. В эпоху приватизации заводом завладел на не вполне законных основаниях бывший "красный директор" Владимир Махлай. Он был одержим мыслью поставить свою власть на заводе выше интересов других. Вместе с сыном Сергеем, гражданином США, а также зарубежными соучастниками он создал схему по выводу прибыли с ТоАЗа. Продукция продавалась по заниженным ценам иностранному офшору, аффилированному с руководством завода, при этом большая часть выручки не попадала на завод, и налоги с нее не платились в бюджет. ТоАЗ, которого лишили возможности распоряжаться своей прибылью, не мог позволить себе модернизацию, денег на закупку сырья хватало не всегда, а что уж говорить об обновлении оборудования.

В итоге ТоАЗ, который был перспективным заводом в СССР, за 40 лет без обновления основных фондов превратился в самое отсталое предприятие российской азотной промышленности. Уже много лет он не может выйти даже на проектную мощность. Рассчитанный не менее чем на 3 млн тонн аммиака и 1 млн тонн карбамида в год, ТоАЗ выпускает в среднем 2,5 млн и 600 тысяч соответственно. Самые ликвидные активы — производство метанола и новейший агрегат аммиака №7 — мошенническим путем переоформили на ООО "Томет", контролируемое зарубежными партнерами хозяев завода. Дефицит финансирования сказался и на техническом состоянии завода. Последние проверки самарского управления Ростехнадзора, которые проводились в 2011 и 2012 годах, шокировали общественность. В 2011 году надзорные органы выявили более 500 грубых нарушений в сфере промышленной безопасности и охраны труда. До 80% средств контроля, управления, сигнализации и противоаварийной защиты изношены.

Повторная проверка Ростехнадзора, имевшая место в августе 2012 г., показала, что руководство никаких выводов не сделало, даже экстренные меры не входили в их план на ближайшее время. На четырех из семи агрегатов аммиака сбросы горючих газов уходят в атмосферу безо всякой очистки, а иногда — в помещения цехов. У магистральных газовых трубопроводов срок безопасной эксплуатации уже подошел к концу, их ревизии и ремонта даже нет в планах. Состав и температура химических веществ, участвующих в производственном процессе, никак не учитываются. Складские помещения, где находятся опасные химикаты, тоже не соответствуют нормам безопасности. И таких нарушений на заводе — сотни!

В октябре 2012 года комиссия Ростехнадзора в очередной раз навестила ТоАЗ. И вновь надзорное ведомство наблюдало все те же нарушения, но владельцам предприятия с многомиллиардной выручкой проще заплатить смехотворные штрафы либо договориться с кем надо, чтобы проверки больше не было.

С подобной ситуацией мириться было дальше невозможно. ТоАЗ постепенно превращался в пороховую бочку, миллионы кубометров взрывоопасного природного газа и тысячи тонн ядовитого аммиака в любую минуту готовы были вырваться наружу. Нужно было как-то останавливать производство или отстранять такое руководство, которое выводит деньги за рубеж вместо проведения ремонта. Но Ростехнадзор по какой-то причине вообще перестал проводить на ТоАЗе проверки. Так, при главе Средне-Поволжского управления службы Михаиле Михайлине, который занимал этот пост все последние годы и недавно ушел в отставку, не было проведено ни одной проверки на проблемном заводе. Но вскоре грянул гром. В 2014 г. на заводе произошла авария со смертельным исходом. Факты нарушения правил промбезопасности и охраны труда стали очевидными. В том же году на 4-м агрегате аммиака произошла серьезная авария, но ее утаили от общественности и контролирующих органов. Тогда взорвалась емкость для хранения раствора, и лишь по счастливой случайности никто не пострадал. Тогда емкость заменили, но разрешительной документации на нее до сих пор нет. В июне 2015 года на участке аммиакопровода Тольятти-Одесса, по которому транспортируется основная часть продукции завода, прорвало трубу, более полутонны аммиака вырвались наружу в районе села Липяги Воронежской области. Экстренно эвакуировали 800 жителей села, один человек пострадал, но живой природе и сельхозпосевам был нанесен серьезный ущерб.

В 2016 году появилась новость об очередной аварии на ТоАЗе, но официально руководство завода все отрицало. В феврале 2017 года в местных СМИ сообщили об остановке ряда агрегатов по выработке аммиака, в результате почти все оборудование предприятия обледенело. В 2018 году случился пожар на печи риформинга на одном из агрегатов аммиака. До сих пор последствия его не устранены, и агрегат аммиака простаивает больше года. Реальные причины аварии так и не установили, наказания тоже никто не понес.

Умолчало руководство завода и об аварии, которая произошла в начале 2019 года. Не последовало и реакции со стороны местного управления Ростехнадзора. Михаил Михайлин был отправлен на пенсию. И сотрудники ТоАЗа сообщили интересные подробности взаимоотношений завода с руководством местного управления Ростехнадзора. Оказывается, Михайлин многие годы получал вознаграждения за то, чтобы не докучать проверками завод. Якобы деньги шли на внедренные им когда-то на заводе изобретения. Считается, что дополнительно Михайлин получал и от ООО "Томет".

Но этим коррупционные связи не ограничивались. Раися Абдрахманова, доверенное лицо руководства ведомства, помогала решать проблемы с контрольно-надзорными органами за щедрое вознаграждение. Оказалось, что Абдрахманова ранее работала на ТоАЗе, а в самарском Ростехнадзоре она выполняла роль "засланного казачка".

Схема работы с местными предприятиями примерно такая — деньги направляются в ведомство через близкую Абдрахмановой экспертную организацию — ООО "ТМС РУС", которое оказывает "Тольяттиазоту" особые услуги, например, подготавливает ложные экспертные заключения, позволяющие незаконно продлевать сроки эксплуатации опасных объектов. Заключения экспертизы промбезопасности, которые ООО "ТМС РУС" подготовило в 2018 году на разные агрегаты аммиака, написаны как под копирку, так что в действительности никакие экспертизы не проводились. Некоторые данные вообще взяты с потолка, например, в заключениях указана разрешенная температура эксплуатации трубопроводов, которая в полтора раза ниже проектной, а один из трубопроводов цеха № 16, который тоже якобы прошел экспертизу, через месяц разрушился. Есть данные, указывающие на то, что вознаграждение за "экспертные" услуги этой организации составляли десятки миллионов рублей в месяц. Часть этих средств шла в карман Михайлина. И его не волновало, что подобная коррупционная схема грозила обернуться техногенной катастрофой.

Первая неделя проверки ТоАЗа федеральным управлением Ростехнадзора показала, что актив Махлаи в долгосрочной перспективе развивать не собираются, что их цель — урвать последнее, пока еще есть возможность. Если до этого момента на заводе произойдет катастрофа огромных масштабов, то они вряд ли сильно расстроятся, ведь аммиачное облако до Великобритании, Америки и Швейцарии, где живут все члены семьи, вряд ли доберется.

Есть надежда, что комиссия федерального Ростехнадзора объективно оценит промышленную безопасность всех объектов "Тольяттиазота", сделает необходимые заключения и примет необходимые меры. Правда, пока о каких-то реальных результатах деятельности комиссии ничего не известно. Работники ТоАЗа опасаются, что проверка в очередной окажется формальной. Тем временем, 28 октября, уже после начала проверок, произошло возгорание на агрегате аммиака №3. Пока его остановили для внепланового ремонта.

Фото превью: tltgorod.ru

Автор Ирина Гусакова
Ирина Гусакова — обозреватель Правды.Ру
Обсудить