На товарняке через необъятную страну

Может ли человек без денег, паспорта и даже приличной одежды совершить туристический тур по областям и краям огромной России? Может! Эту удивительную историю рассказал бывший бомж, а ныне предприниматель средней руки корреспонденту "Правды.Ру". Новоявленный бизнесмен из всех наук теперь отлично знает не менеджмент или экономику, а географию.

Николай (давайте назовем его так) категорично отказался фотографироваться для этой статьи: мол, бизнес, еще узнает кто-нибудь о его прошлом. Но искренне рассказать о себе и показать коллекцию фотографий, сделанных в разных концах необъятной страны, он согласился.

Мы случайно познакомились в Архангельске, куда он приехал закупать доски для своего маленького бизнеса. Алексей с двумя помощниками строит сельчанам в Ярославской области баньки, сараи, уборные и так далее. Этим бизнесом он занимается всего пару лет. А до этого…

Николай объяснил, почему он согласился рассказать о своей, прямо скажем, непутевой прежней жизни: может, его опыт будет для других наукой. Будет приятно, если на его ошибках кто-нибудь, хоть чему-то, да научится. Ему сейчас чуть за пятьдесят, фигурой он не особенно строен, говорит о себе так: "Живу, как арбуз: бурдюк растет, а хвостик сохнет…". Но, в общем-то, это вполне здоровый мужчина из разряда "Седина в бороду — бес в ребро". Вот его рассказ без особой редактуры, от первого лица.

— Знаете, какая самая большая проблема для любого бомжа? Нет, не пожрать и не выпить. Помыться главное! Если есть где помыться, то и жизнь прекрасной кажется. Бомжом я стал еще в конце 90-х, в родном Владимире, когда жена из дома выгнала за пьянку…

Паспорт потерял, других документов вообще нет. По стране болтался. Вдруг, уже не помню каким образом, узнал, что моя мама померла. Лет пять ни она обо мне ничего не знала, ни я о ней. Скотиной я был последней… Поплакал и подался во Владимир, все-таки у мамы малюсенькая однокомнатная "хрущевка" была, как-никак жилье.

Добрался кое-как и узнаю: квартиру уже продала бывшая жена, что меня когда-то из своего дома выгнала за пьянку. Ну что тут поделаешь… Старые знакомые из Владимира собрали какую-никакую одежонку поприличнее, но денег не дали: мол, все равно пропьешь. Ну и пустился я во все тяжкие по матушке-России. Зря говорят, что все бомжи именно в Москву стремятся.

Не все! Стремятся туда, по-моему, в основном те, кто каким-то боком с криминалом связан. Кому Бог совесть дал не воровать, тот туда не очень стремится. Я, получается, из таких. Не воровал и не собираюсь. В самые дико трудные годы матушка-Россия прокормила! Не дала блудному сыну загнуться.

Читайте также: У народов Севера может появиться "опекун"

Самая обычная история: девять из десяти бомжей теряют дом родной через бутылку. На родине бомжевать стыдно было, вот и начал путешествовать по России: то зайцем на электричках, то на товарняках, то вообще пешком, если лето. Свалки и помойки изучил во множестве областей. Самые поганые — московские. Не потому, что там найти можно мало и там бардак. Нет! Наоборот. Просто конкуренция дикая. Народу кормится больше, чем птиц и крыс. Убить могут запросто.

Сейчас могу сказать: обошел и объехал почти всю страну, кроме семи областей и республик. Это Кавказ, Камчатка и Чукотка. С Кавказа, из Нальчика, например, еле ноги унес. Не любят там "пришлых" русских бомжей, своих им хватает. А до Чукотки поезда не ходят, да и до Камчатки не ходят. А ведь там, на полуострове, вулканы, говорят… Но ничего, будет отпуск — накоплю деньжат и съезжу уже не как бомж, а как чистый турист. Себе в удовольствие.

Похождения мои начались в самом западном уголке. Как-то, помнится, в Калининграде (занесло по пьянке, как? — не помню, кажется, через Литву) хряпнули хорошо с местными бомжами и услышал я от одного кадра историю, как он несколько лет на Дальнем Востоке работал на частном рыбозаводе без всяких документов, денег "срубил" немерено, да все пропил. Вот так и одолела меня эта идея — путешествовать по стране, да где-нибудь работенку найти денежную. Сам понимал, что это бред, но без мечты жить плохо.

Из Калининграда добрался сначала до Питера на каком-то суденышке даже без названия, только номер у него был на борту. Договорился с моряками, что буду уборку делать, палубу драить, ну или делать, что скажут. Даже кормили, между прочим. Подружился с одним матросом, тот пообещал работу найти, правда, не в Питере, а в Мурманске, на рыболовах. Думаю, а что, подработать не мешает, а может, еще и документы какие выправлю.

Добрался до Кольского, и действительно, — взяли меня на сезон порыбачить на сейнер. Работа дикая, от усталости падаешь замертво, как только в каюту спустишься. С норвежцами часто в море пересекались, там все друг друга знают. Как-то попросил норвежский капитан пару человек на время в помощь дать, а наш и согласился. Вот два месяца я на норвежском судне и проплавал. Самое печальное, что в конце сезона меня и еще двух человек из команды сейнера владельцы судна "кинули", не заплатив денег. Да еще и пригрозили: будете вякать — утопим… Ну и уехал оттуда, не солоно хлебавши.

И отправился на Дальний Восток. Со временем понял, что мне интересно даже не работу искать, а просто страну изучать, с людьми знакомиться. Говорят, по Европе можно путешествовать автостопом. А у нас большинство водителей никогда бомжа к себе не подсадят, особенно где-нибудь в глухомани.

Понять их можно: в наше время лихое мало ли чего случиться может, когда незнакомого-то пассажиром возьмешь… И ехал я по стране не автостопом, а, так сказать, вагонстопом! То есть поездами. Проще всего с товарняками, сколько раз из пассажирских высаживали посреди тайги. А на товарняке можно так "забуриться", что никакая охрана поезда тебя не сыщет. Так и едешь себе, как рыба-прилипала на акуле.

Скажу сразу: добирался по большей части на товарных поездах. Правда, времени это заняло много — пока подберешь поезд нужного направления, время проходит. Иногда начинаешь ехать на восток, просыпаешься — уже на запад едешь. Но в целом терпимо. Главное — это стараться поддерживать себя в приличном внешнем виде. Тогда и с охраной поезда можно договориться, и даже с машинистами.

Мне везло, как-то удавалось и помыться на разных станциях, и одежду в порядке содержать. Если милиция вдруг остановит — сразу же начинай у них чего-нибудь просить: типа документы восстановить, помыться или даже просто поесть. Когда что-нибудь просишь, от тебя сразу хотят отделаться, вот и отпускают. Но, повторюсь, это срабатывает только при условии, что от тебя, как минимум, не воняет и одежда не рваная, то есть ты выглядишь более ли менее прилично. Ну, и если не воруешь. В принципе, могут даже чем-нибудь помочь.

Читайте также: Лосенок из Коми доскакал до ЧМ

Сейчас впору мемуары писать о российской глубинке. Или книгу про "самый-самый", типа книги рекордов для бомжей-туристов. Самые добрые люди, которые бомжа покормить не погнушаются, как мне показалось, в центре России. Причем не в многоэтажках, а в частном секторе. Например, мужик в Калуге за поленницу нарубленных мною дров неделю кормил, правда, водки не давал. В Брянске народ поприжиместее, но и там часто кормили. А бабуля из-под Казани даже денег дала, послушав мою историю. Хватило через Урал перевалить на пассажирском поезде, в нормальном плацкарте с бельем.

На Урале люди тоже понимающие есть. Голодным не сидел, точнее, не ехал. А вот в Сибири почувствовал, что тамошнее гостеприимство и хлебосольство — миф, сказка. Народ там позлее, хотя это, конечно, частное мнение никому не нужного бомжа… Но раз двадцать, если не больше, сибиряки, так сказать, физически боролись за мое нравственное здоровье. Когда отколотили на крохотном полустанке в Новосибирской области, еле очухался потом.

В Красноярске 15 суток просидел в каталажке просто так, ни за что. В Ханты-Мансийске, хоть народ живет и богато, тоже все без сантиментов, извините. Морду били без особых предисловий несколько раз. Было дело, как-то две недели работал без документов на теплоходе, до Дудинки добрался. Думаю, может, Северный морской путь изучу, наивный. Но ни на одну плавающую морскую посудину не взяли, хотя у меня и специальность есть, я был когда-то механиком по дизелям. Там документы нужны, просто так, на слово, не устроишься.

И тут в этой негостеприимной Дудинке подвернулся мне (точнее, я ему), интересный мужик, Гена зовут, как сейчас помню. Случайно познакомились, бог послал. Оказалось, где-то в местной администрации он работает, типа начальник. Благодарен я ему, как бы его найти, чтобы в глаза огромное спасибо сказать. Вник в мою историю, выправил мне справку об утере паспорта, довез до Норильска, посадил на самолет, тат я еще раз в Красноярске и оказался.

Я после знакомства с ним, как воздуха глотнул свежего. Как раз после этого купил я в киоске атлас с регионами России и стал отмечать города и поселки и начал отмечать, где я был, а куда еще ехать предстоит.

Читайте также: "Москвичей надо лечить глухоманью"

Сейчас смотрю, а я ведь всю европейскую Россию объехал, ни одну область своим присутствием не пропустил. Весь Урал, включая Полярный, почти всю Сибирь, включая Якутию, ну и так далее. Два года четыре месяца длилось мое путешествие…

К тому времени мне можно было давать звание "Почетного железнодорожника". В общем, добрался я до самого Владивостока, там побомжевал какое-то время. Добраться-то добрался, а вот что дальше делать — ума не приложу. В конце концов, оказался я на лесоразработках в Сихотэ-Алине. И тут вдруг, как осенило: думаю, да что ж я такой невезучий-то, хватит куролесить, не мальчик уже! Выбрался из тайги обратно до Владивостока, оттуда год доехал до центральной России. Но уже не только на товарняках. По несколько месяцев работал в разных городах. Появлялись деньги — не пропивал, а покупал билет, куда хватало, чтобы хотя бы на чистом белье поспать.

Ну, а потом сделал то, что еще много лет надо было сделать, когда паспорт поменял. Приехал в родной Владимир и восстановил утерянный паспорт. Что-то заработал на местной тарной базе — комнату снял. Потом в Ярославль уехал по совету знакомых, вот сейчас бизнесом занимаюсь. Женщина появилась, может, сложится жизнь. Сейчас такая у меня мечта. И уверен — я ее достигну. Кто очень хочет, тот всегда своего добьется!

Читайте самое интересное в рубрике "Регионы"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Россиянам запретят превращать охоту в истязание
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Спортивный юрист США: МОК совершил страшную ошибку
США угрожает катаклизм, который может разразиться в любой момент
Киев растерян: черноморские страны игнорируют мнение Украины по мосту в Крым
Россиянам запретят превращать охоту в истязание
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Русские женщины глазами иностранцев
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Киев растерян: черноморские страны игнорируют мнение Украины по мосту в Крым
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры