Служба донорской крови: есть где, с кем, но нечем...

Вначале только факты. Начмед одного крупного казанского роддома недавно поплатилась своей должностью за то, что в экстремальной ситуации разрешила перелить умирающей роженице теплую кровь от наспех обследованного донора. В акушерстве, бывает, все решают секунды. И если бы в тот момент врач действовала по инструкции и начала искать проверенного донора, то неизвестно, осталась бы больная в живых.

В республиканском онкологическом центре, где делается более двух тысяч операций в год и требуются сотни литров донорской крови и ее заменителей, ситуации, когда больного снимают с операционного стола из-за отсутствия этих важных компонентов - не редкость.

В инфекционные стационары республики регулярно поступают больные гепатитом дети, которым при переливании крови занесли вирус желтухи. По данным центра санэпиднадзора, в прошлом году 5 тысяч доноров (!) были отстранены от сдачи крови именно потому, что при обследовании в их крови медики обнаружили вирусы различных инфекционных заболеваний. Но больше всего меня потрясла информация о том, что четыре района республики до сих пор переливают больным необследованную кровь.

Почему при эпидемиях СПИДа, гепатита и сифилиса возможно такое? На этот вопрос ответил на коллегии минздрава министр Камиль Зыятдинов, деликатно назвавший службу крови самой проблемной отраслью медицины. Медики, конечно, знают, какие граждане приходят сейчас на станции переливания сдавать кровь, но корректно молчат, добавил министр. Это раньше в республике имелся список надежных, проверенных доноров. Теперь из-за мизерной оплаты нормальные люди сдавать кровь не идут. А обследование тех, кто приходит, проводится поверхностно, поскольку абсолютно надежных экспресс-анализаторов крови нет.

По большому счету проблем у заготовителей крови две: донорские кадры и оборудование. По словам заведующей отделением переливания крови при ЦРБ Елабуги, у этой службы, как в анекдоте, есть где, с кем, но нечем... Под «нечем» подразумевается допотопное оборудование станций переливания крови. В Елабуге, например, комплекта оборудования для получения компонентов крови нет. Специальной рефрижераторной центрифуги нет. Столы, на которых у доноров берут кровь, расшатались. Недавно подростку, который попал в реанимацию, срочно потребовалась свежезамороженная плазма. Плазма-то в отделении переливаний крови в тот момент была, но только не свежезамороженная. Вот и приходится врачам идти на риск в экстремальной ситуации...

И еще одна проблема. В прошлом году негодными оказались 20 тысяч литров донорской крови! И если три года назад брак крови составлял всего 3,2 процента, то сейчас — уже 7. По этому показателю Татарстан впереди планеты всей (в целом по России эта цифра вдвое ниже). За последние четыре года проблемы безопасного донорства касался 21 приказ Минздрава РТ.

Но, считает главврач ДРКБ Евгений Карпухин, если основная заповедь врача — не навреди, то переливание крови сегодня — самый большой риск. На Западе давно пересмотрели показания к переливанию и свели их до минимума.

— Мы стали переливать кровь детям в три раза меньше, чем раньше. Стараемся обойтись без нее даже при сложных операциях на сердце, ведь так работает сейчас весь мир, — говорит Карпухин.

Поэтому ведущий педиатр республики предлагает создать в Татарстане банк крови. В двух словах смысл идеи, которая давным-давно воплощена в жизнь на Западе, такова. Каждый здоровый человек сдает свою кровь и «кладет» ее в особый банк на всякий пожарный, а в экстремальной ситуации этой кровью пользуется. Эта кровь хранится пожизненно, и опасности получить инфекцию при переливании не возникает, ведь аутодонорство — самое безопасное донорство в мире.

Как относятся к этой идее сотрудники службы переливания крови? По мнению большинства, банк крови для каждого татарстанца — это, конечно, прекрасно. Лет через тридцать такие у нас, может, и будут. Но для начала заготовителям крови во всех районах неплохо бы на пластиковую тару перейти. А то ведь по старинке в бутылках да банках кровь кое-где заготавливают.

Людмила Колесникова

«Вечерняя Казань»

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Специалист Третинник Людмила
Специализируется на лечении сложных форм бесплодия
Специалист Надырова Наталья
Проводит лечение воспалительных заболеваний органов малого таза, инфекций передающихся половым путем, заболеваний влагалища и шейки матки, нарушения менструльной функции, привычного невынашивания, климактерического синдрома, доброкачественных опухолей яичников и матки (миома).
Специалист Манжула Юлия
Ведущий врач
Обсудить