Вчера в гостиничном комплексе "Арарат Парк Хаятт Москва" состоялся первый круглый стол нового Народного фонда развития и поддержки науки, культуры и спорта "Созвездие" по теме "Проблемы востребованности достижений науки, культуры и спорта в России и странах СНГ. Пути решения"
Ведущий и один из активных участников фонда "Созвездие" Леонид Михайлович Рошаль , в 1996 году названный Детским доктором мира, лауреат премии "Национальный герой".
Среди участников проекта: представитель МИДа, начальник департамента стран СНГ Михаил Георгиевич Мясников. Член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, профессор Чайлахян Левон Михайлович. Народный артист, лауреат Государственной премии СССР, депутат Госдумы Иосиф Давыдович Кобзон . Любимец публики, народный артист Александр Гаврилович Абдулов . Президент Олимпийского комитета России, мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР и России Леонид Васильевич Тягачев . 10-кратный чемпион мира, 9-кратный чемпион Европы, 13-кратный чемпион СССР, один из лучших хоккеистов XX века, глава думского комитета по физкультуре и спорту Владислав Александрович Третьяк , представительница посольства США в Москве и многие другие.
Главная задача фонда "Созвездие" в поддержке отечественных талантов, которыми так богата Россия. К сожалению, и это не секрет, что одним из основных препятствий для по-настоящему талантливой молодежи является отсутствие денег для получения образования, продвижения в науку дельных изобретений и просто элементарных средств к существованию.
Корреспонденту "Правды.Ру" одному из немногих журналистов посчастливилось побывать на встрече. Вот что он там услышал.
Иосиф Кобзон , несмотря на неважное самочувствие, нашел в себе силы выступить перед собравшимися. После невинной пикировки в адрес Соединенных Штатов, которые не дают Кобзону американскую визу, доктор Рошаль обратился к представительнице посольства США пересмотреть "дело Кобзона".
- Странно слышать, когда у нас говорят "утечка умов", "утечка талантов". Какая утечка? Каких умов? Вы посмотрите на результаты любой олимпиады среди школьников. Генетически Россия талантлива настолько, что сколько она на экспорт не отправляет умов — все равно, у нас их вполне достаточно, — заявил Кобзон.
- Чем больше их будет — тем лучше, — попытался поспорить ведущий.
- Наверное. Необходима помощь этим умам. Нет больше стран, кроме наших бывших братских республик, где было бы звание "народный артист", — сказал Иосиф Давыдович, кивнув в сторону Абдулова, и скромно намекнув на собственную персону. — Не понимают они этого ни в Америке, ни на Западе. Только в Японии есть такое звание — "национальное достояние".
- Сейчас очень модно бороться за президентские гранты. От большой нищеты. Я возглавляю комитет по культуре Государственной Думы РФ. Недавно у нас состоялась встреча с вице-спикером парламента Слиской , которая воспитывала нас председателей комитетов, что, дескать, мы очень плохо работаем. Очень мало законов выдаем на гора. Я приведу вам маленький пример, не стесняясь присутствия здесь представителя США. У меня в комитете не реализовано 12 законопроектов. Но есть много законопроектов, в которых неспециалисты не разбираются. Технические вопросы, специфические. Но скажем такие законопроекты, как закон о культуре, об авторских и смежных правах, о библиотеке, театре, об ограничении сексуально-эротической продукции в СМИ — это же всем понятно. Это составная часть духовности общества.
- В этот четверг мы проводим парламентские слушания на тему "Культура против терроризма". Маленький пример. Есть такой дирижер Владимир Понькин . Народный артист, который заставил взрослых людей рыдать, плакать. Я не стесняюсь сентиментальности. Он собрал в зале 800 детей в возрасте от 5 до 12 лет. На сцене сидел симфонический оркестр. Небольшого росточка дирижер Понькин вышел и сказал: "Дети! Кто перед вами сидит?" - "Оркестр". — "Правильно". — "А я кто?" - "Дирижер". — "А зачем им дирижер, они и так умеют играть?" - "Сыграйте, пожалуйста!" И начинается какофония. — "А теперь попробуем с дирижером!". Симфонический оркестр, допустим, исполняет Моцарта. — "А кто хочет стать дирижером?". И эти "клопы", которым от пяти до двенадцати, выбегают на сцену с криками: "Я, я, я!".
Он выбирает человек 7 — 10. Становится к дирижерскому пульту. Вставляет свою дирижерскую палочку в руку ребенку, говорит: "Прошу вас!" и оркестр играет Бетховена. Дирижирует рукой этого ребенка. Это что-то невероятное. Ну, разве эти 800 детей станут когда-нибудь террористами? Думаю, что нет. Это действенное воспитание. Эти 12 законопроектов— все получили отрицательный отзыв нашего дорогого российского правительства. Госдума уже давно выполняет указания, а не занимается законотворчеством.
Был председателем комитета Говорухин, Губенко, я, вот, третий. Мы пытались провести цивилизованный "Закон об авторских и смежных правах". Не получается. Вдруг прибегает представитель правительства России Логинов Андрей Викторович и говорит: "Срочно в течение двух дней нужно принять закон об авторских и смежных правах!". — "Минуточку! Уже несколько лет мы пытаемся это сделать, а вы не принимаете, даете отрицательный отзыв. Почему?". — "Потому что Америка заявила, если Россия в течение ближайшего времени не примет закон, то ее не примут в ВТО и она автоматически теряет миллиард долларов". Я, конечно, спасал не Логинова и не правительство России. Я не хотел, чтобы страна потеряла этот миллиард.
Не оберегаются наши таланты. Наше детство. Не воспитывается духовность, чувство патриотизма. Все это происходит из-за отсутствия денег. В Кургане был такой изобретатель Елизаров . До сих пор пользуются его аппаратами. "У меня в запасе еще, как минимум, 25 — 30 проектов и идей. Но я ничего не могу сделать. Опубликовать не могу, потому что Америка их тут же издаст, тут же разработает, а у себя не могу — денег нет". Это же правда. Нечего это скрывать. Поэтому я благодарен устроителям этой акции "Созвездие". Я горжусь, что у меня два детских дома: в Ясной Поляне и в Туле. Не стыдно ли слышать от наших руководителей заявление о том, что по улицам России шастают более 2 миллионов беспризорных. А сколько среди них талантливых детей, которых мы теряем, к сожалению, навсегда. Я призываю вас: будьте сподвижниками, помогайте нам! Хуже будет вам иметь дело с дебильной Россией! Лучше имейте дело с интеллектуальной Россией! С доброй, умной, развитой! Потому что черт его знает что мы натворим, когда у нас полностью исчезнет культура и духовность.
Доктор Рошаль попросил к микрофону представителя департамента массовых коммуникаций. Начальник, как водится, подставил своего зама. Вышедшая перед публикой миловидная женщина бальзаковских лет в деловом костюмчике, к сожалению, не представилась:
- Тема для нашего департамента и наша, и не наша, — несколько косноязычно начала оправдываться чиновница. — Департамент называется массовых коммуникаций, культуры и образования правительства Российской Федерации. Несмотря на критику, мы ведем ряд проектов. Возможно, мы с вами в начале пути сотрудничества и выстроим нашу с вами работу в соответствии с вашими приоритетами и нашими.
Рошаль перебил вопросом:
- В принципе вы будете поддерживать эту идею?
- Она должна развиваться и иметь поддержку в гражданском обществе, — лаконично ответила дама, делившая на "наших" и "не наших", и упорно отделявшая овец от козлищ.
Александр Абдулов , нервно посмеиваясь, не выдержал и взялся за микрофон:
- Лучше, чем сказано в Библии, не скажешь. Все это хорошо, но это все разовые акции. И пока это не будет решено на государственном уровне — ничего хорошего не будет. Будут только сумасшедшие донкихоты. Должна быть очень серьезная государственная поддержка. А так спасибо, что вы все здесь собрались.
Снова выход Рошаля:
- Многое о чем мы здесь говорим, на Западе делается неправительственными организациями. И мы тоже являемся неправительственной организацией, которая пытается этот вопрос разрешить.
Абдулов — в лучших традициях театра одного актера — продолжил свою мысль:
- Я дважды был директором Московского международного кинофестиваля и сколько же унижений ходить по кабинетам, выпрашивать эти паршивые деньги, чтобы привести сюда, например, Софи Лорен. Уже три года как мы проводим в Ханты-Мансийске кинофестиваль "Дух огня". Это фестиваль дебютов. Со всего мира приезжают молодые ребята и привозят свои работы. И вот понимание на государственном уровне: губернатор Ханты-Мансийска добился того, что бюджет фестиваля был вставлен в бюджет его округа и мы не бегаем никуда, не просим ни у кого денег. У нас есть деньги, чтобы проводить фестиваль.
Ведущий посетовал:
- Где взять столько умных губернаторов?
- Я не об этом сейчас. Я же хороший, — с иронией бросил фразочку и микрофон Абдулов.
По окончании более чем двухчасовой конференции, Леонид Рошаль объяснил собравшимся, что он "действительно очень занятый человек", который не будет "просто так сидеть" столько времени, если не видит конкретного результата. После кобзоновской здравицы и абдуловского скепсиса — послышался голос надежды.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.