Когда у нас говорят о знаменитых французских артистах, вспоминаются Луи де Фюнес, Ален Делон, Бельмондо или Ришар. Французы же первым назовут Марселя Марсо — того самого, которого упоминал в песне Высоцкий. Талантливейший артист, грустный клоун Бип и посол доброй воли ООН. Кстати, Марсо — псевдоним, а семейные корни у знаменитого мима украинские.
Обычно, когда у нас говорят о знаменитых французских артистах, то на ум сразу приходят Луи де Фюнес, Ален Делон, Бельмондо или Ришар. Французы же первым назовут Марселя Марсо — того самого, которого упоминал в своей песне Высоцкий. Талантливейший артист жанра пантомимы, грустный клоун Бип, мировая знаменитость, посол доброй воли ООН и обладатель ордена Почетного легиона — и, вместе с тем, человек, склонный к одиночеству. Кстати, Марсо — его сценический псевдоним, а семейные корни у знаменитого мима вообще украинские.
Родился Марсель Манжель — такова настоящая фамилия Марсо — 22 марта 1923 года в Эльзасе, в городе Страсбург. Мать его, Ханся Верберг, была еврейского происхождения, причем происходила родом из Ивано-Франковской области Украины. Отец, Шарль, был резником, мясником. Сам Марсо вспоминал, что интерес к лицедейству появился у него под влиянием фильмов Чарли Чаплина.
Судьба маленького человека с грустными глазами, в исполнении американского актера, так потрясла французского юношу, что он тоже захотел научиться без слов выражать эмоции. Десятилетия спустя кумиры миллионов случайно встретятся, а пока… Пока Марсель записался в школу декоративных искусств в Лиможе. Потом он стал посещать парижский Театр Сары Бернар и учиться у режиссера Шарля Дюллена и актера Этьена Декру. Кстати, именно Декру обучил юношу мимическому искусству, которое прославило Марселя Марсо на весь мир. Манжель подавал большие надежды, но началась Вторая Мировая война.
Францию оккупировали гитлеровцы, так что семья артиста была вынуждена бежать. Сам Марсель был членом Сопротивления и даже принимал участие в боевых действиях — в составе Первой французской армии. Возможно, это его и спасло: ведь большинство его родственников, в том числе мать и отец, были схвачены нацистами и погибли в Освенциме.
Пережив это потрясение, молодой артист создал своего знаменитого персонажа, грустного белолицего клоуна по имени Бип: в потрепанной шляпе и полосатом свитере. В эту же послевоенную пору Марсель Манжель обрел и собственное сценическое имя — Марсель Марсо, выбрав в качестве псевдонима фамилию одного из наполеоновских генералов.
Его дебют состоялся в 1947-ом, а через год Марсо был удостоен премии Дебюро, которую учредили в честь этого "великого Пьеро" XIX века. Став известным молодым артистом, Марсель организовал труппу "Содружество мимов", которая просуществовала вплоть до 1960 года. Его постановки, которые были настоящими моноспектаклями, шли на лучших площадках французской столицы, включая "Театр елисейских полей" и "Театр Сары Бернар". Вскоре к Марсо пришла мировая известность, причем он в числе немногих зарубежным артистов часто выступал с гастролями в Советском Союзе.
Свои удивительные номера в СССР Марсель Марсо впервые продемонстрировал в 1957 году в северной столице, где он выступил на сцене Дворца культуры имени Ленсовета, а в 1961-ом его ждали не только в Ленинграде, но и в Москве. Все концерты Марсо прошли при полном аншлаге. Чего только печальный француз не показывал!
В одной из сценок его грустный клоун Бип должен был, сидя за столом, выслушивать собеседников, который расположились справа и слева. Коллега слева рассказывал клоуну что-то очень печальное, а собеседник справа — очень веселое. Бип, учтивый и порядочный, должен был выслушать каждого с подобающим выражением лица: повернувшись налево — загрустить, а направо — улыбнуться. "Изюминка" номера состояла в ускоряющемся чередовании реплик собеседников, а Бип поворачивался то к одному, то к другому, все увеличивая темп смены выражения лица.
Такое было под силу только Марсо. Все его миниатюры с участием Бипа наполнены искренним сочувствием к бедняге, которому не слишком везет в жизни. Например, сценка "Бип на светском рауте" выглядела так: печальный герой в свитере и шляпе, попав в обстановку богатства, слегка захмелел, голова его закружилась, и он облокотился как будто бы о какую-то деталь интерьера. Но зрители понимают: под руками артиста — воздух.
Используя свой талант, мим изображал видимость того, что он прислонился к чему-то. Марсо как бы "завис" на вытянутом носке так, что публике было абсолютно непонятно, где его опора и почему артист до сих пор не упал. Свое пьяное состояние мим передавал растерянным блуждающим взглядом, отражающим головокружение. Такие номера требовали серьезной физической подготовки — ведь от артиста требовался совершенный контроль над каждым мускулом тела. Вскоре Марсо пригласили в кино.
В ходе съемок знаменитой франко-итальянской фантастической ленты "Барбарелла", о галактических приключениях чувственной красавицы (ее роль исполнила Джейн Фонда), Марсель Марсо как-то летел в Рим, и в аэропорту Орли случайно встретил своего кумира юности: Чарли Чаплина. Марсо тогда было около 40, а Чаплину — 78 лет.
"Чарли Чаплин летел в Швейцарию, а я в Рим. Он меня хорошо знал, поскольку видел на экране, но нам никогда не приходилось встречаться. Эта встреча была особенной… Я рассказал, что, когда был маленький, копировал его. И решил тут же показать это Чаплину, пройдясь его знаменитой походкой. А он, увидев, как я это делаю, тоже спародировал самого себя. Мы оба играли Чарли", — вспоминал потом француз.
Репортеров, которые были неподалеку, он попросил не снимать их вместе, чтобы Чаплин не подумал, что Марсо пытается прославиться за счет американца. Позднее артист об этом пожалел: "Это могли быть уникальные фотографии — Марсель Марсо и Чарли Чаплин, которые играют Чарли… Я поцеловал руку Чарли Чаплину, и, когда посмотрел на него, в его глазах были слезы".
Добившись успеха, Марсо в 1969 году возглавил Международную школу мимов, которой он руководил три года, а в 1978 году он создал собственную Парижскую международную школу пантомимы. В его "арсенале" появились новые миниатюры и новые герои: слепой нищий, скульптор и ученик, художник и модель. Марсо отыгрывал "Случай в суде" и "Занятой день лентяя", "Шинель", "Давид и Голиаф", а его клоун Бип перевоплощался в укротителя льва или бедного уличного музыканта.
За свое уникальное творчество Марсель Марсо стал почетным членом нескольких европейских Академий искусств и был удостоен множества престижных наград, среди которых две премии "Эмми".
Знакомство с Марсо стало поворотным событием для Майкла Джексона. Будущий король поп-музыки увидел номер француза под названием "Идущий против ветра", откуда и родилась идея его знаменитой "лунной походки".
За свою жизнь артист был трижды женат и много раз становился отцом. "Да, у меня четверо детей. Двое из них уже очень-очень взрослые. Один из сыновей преподает йогу, ему 45 лет. Второй, немного старше, занимается музыкой. А поскольку я в свое время женился на женщине младше меня на 28 лет, то у меня есть еще две дочери. Им соответственно 30 и 25 лет. Одна работает вместе с матерью, у которой свой центр мимодрамы на юге Франции. А вторая — в музее… У меня глубокие отношения с семьей", — вспоминал артист, который в 80-е годы снова стал холост.
"Я человек, склонный к одиночеству… как молодой волк", — говаривал Марсель Марсо, а как-то он признался, что клоун Бип — это его alter ego, другое "я". Артист умер 22 сентября 2007 года на 85-м году жизни, и был похоронен в Париже, на кладбище Пер-Лашез. До конца своих дней он оставался в великолепной форме и активно выступал на сцене, а публика, особенно в возрасте, не видела разницы между Марсо 1957 и 2007 года, как будто время не властно над артистом и его безмолвным искусством.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.