И снова в бой, покой нам только снится. Бравые Генералы на губернаторском поприще

Региональные выборы, как правило, скандальные грязные, отнюдь не демократичные. Все мы - потенциальные избиратели и как бы мы не хотели избежать всего этого, но изредка нам приходиться окунутся во всю эту грязь, после которой мы долго не можем отмыться. Навряд ли кому-то понравится, что его цинично используют, уж извините за грубость, обещая решить все наболевшие проблемы и что самое интересное нас постоянно обманывают, а мы продолжаем верить и верить. Такова натура русского человека.

Раньше региональные выборы были предсказуемы и скучны. С появлением «варягов» региональные выборы приобрели некий особый динамизм, несвойственный им ранее. Хорошо это или плохо – решать избирателям.

Варяги на Руси – это особый исторический феномен. Когда местная элита не в состоянии была договориться друг с другом и выдвинуть единого кандидата, вот тогда то и появлялся «варяг». Он был, смел, дерзок и независим. Он обличал мздоимцев и обещал твердой рукой навести порядок. Идеальный вариант для уставшего ото лжи избирателя. Дополнительные преимущества «варягу» в глазах избирателя добавляло и то, что он был военным, а, следовательно, честным служакой.

Вообще то военные во власти – это тенденция новой России. Отчасти она связана с тем, что наш президент из военных, а отчасти оттого, что народ, выбирая тех же военных, уповает на то что, они-то наведут порядок в стране.

Бывших военных, а ныне губернаторов в России немного, но с каждым годом их количество растет. Если не ошибаюсь, то на данный момент в России пять губернаторов - военных. Это Семенов (Карачаево-Черкессия), Шаманов (Ульяновская область), Громов (Московская область), Егоров (Калининградская область) и Лебедь (Красноярский край). О некоторых из них мы поговорим чуточку подробнее.

Генерал Владимир Шаманов одержал достаточно убедительную победу на губернаторских выборах в Ульяновской области. Хозяйство, доставшееся ему в наследство от бывшего губернатора Юрия Горячева, прямо скажем, не внушало здорового оптимизма.

В течение последних десяти лет Горячев проводил на территории области широкомасштабный эксперимент по социальной защите населения от рыночных реформ. Дотируя все, что только возможно, руководство области добилось самых низких цен на хлеб и на проезд в общественном транспорте, а также массовых отключений подачи тепла и газа. Социальная защита, но какой ценой - вот в чем вопрос. Популистские действия Горячева, направленные на поддержание его имиджа, не спасли его от поражения. Расплачиваться пришлось Шаманову.

Деятельный генерал не привык долго раскачиваться и сразу после выборов принялся за ревизию областной нефтянки, создав специальную Комиссию по стабилизации нефтяной отрасли. Первым же его шагом в этом направлении была попытка отобрать у государственной компании «Славнефть» пакеты акций нескольких нефтяных предприятий. Хотя речь шла о совсем небольших компаниях, интересен сам прецедент: «генерал-губернатор» всерьез принялся за возврат активов, за бесценок упущенных предшественником - Юрием Горячевым. По сути генерал решился на широкомасштабную деприватизацию, что для современной России является своеобразным прецедентом.

«Славнефть» - не единственная компания, активы которой в Ульяновской области могут быть подвергнуты «пересмотру». Проблемы могут возникнуть, например, у ОАО «Северсталь».

Ульяновской области удивительно везет с губернаторами. Прежний, Юрий Горячев, по-ленински, директивами регулировал цены на потребительские товары, отчего хлеб, например, исчез из свободной продажи. Нынешний, Владимир Шаманов, по-военному жестко взялся за акционерные общества.

Кризис власти - так оценивают события в региональной администрации ульяновские аналитики. Одно за другим ложатся на стол Шаманова заявления от его заместителей с просьбой «отпустить их на волю». Любопытно, но первым о своей возможной отставке заявил именно Владимир Шаманов.

«Если не удастся решить энергетическую проблему, я уйду», - сказал он сразу после своего избрания. Энергетический кризис пока не побежден. В Ульяновской области, которая считается одним из самых проблемных регионов, задолженность местного бюджета и муниципальных предприятий-перепродавцов перед энергетиками составляет сейчас рекордную сумму - 4 миллиарда рублей - и продолжает расти. Что же дальше придумает Владимир Шаманов, мы скоро узнаем.

Теперь поговорим о другой не менее колоритной, чем Шаманов личности, о Красноярском губернаторе Александре Лебеде. Придя к власти почти четыре года назад, Александр Лебедь сразу попытался показать, что единственным хозяином в крае должен быть именно он. Спутав на первой же своей пресс-конференции Красноярский край с Краснодарским, он без ложной скромности счел возможным объявить себя его хозяином. Выражения типа «я бросил краю спасательный круг», «здесь будет одна власть – моя» употреблялись им без тени смущения.

К местным законодателям губернатор относился с нескрываемым высокомерием, проявлял нежелание прислушиваться к их мнению ни по вопросам выработки социально-экономической политики, ни при назначении на ключевые посты в краевой администрации, куда из-за пределов Красноярья потянулись многочисленные «варяги», которые только тем и занимались, что разворовывали край под прикрытием компании борьбы с красноярским криминалом.

Хотелось верить, что досадные «поведенческие перекосы» бравого десантника компенсируются делами. В частности, будут реализованы обещания о том, что на край прольется инвестиционный дождь, что будет сохранено полноценное Красноярское отделение железной дороги, что контроль над угольными разрезами останется за краем и т. п. Не получилось.

И СНОВА В БОЙ, ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ. БРАВЫЕ ГЕНЕРАЛЫ НА ГУБЕР
То же управление железной дорогой реорганизовали явно в ущерб краевым интересам. Угольные разрезы продали по цене, сопоставимой со стоимостью одного элитного жилого дома в Москве. С иностранными инвестициями тоже как-то не заладилось. Словом, стало ясно, что громкие предвыборные заявления во многом оказались не более чем шумовой завесой, имитацией «бурной деятельности», маскирующей обыкновенную управленческую беспомощность.

Получая основную финансовую подпитку от нескольких предприятий сырьевого сектора, краевое руководство пытается «закрывать» наиболее острые социальные проблемы, удерживать ускользающие из рук возможности, создавая при этом видимость блеска и процветания.

Экономику Красноярья по-прежнему лихорадит, сотни промышленных предприятий находятся в состоянии банкротства. По существу весь край сидит на наркотической игле налоговых отчислений «Норильского никеля», которые дают 70% бюджетных доходов. В краевом бюджете прошлого года образовалась огромная дыра, бюджет на этот год не только не принят, но даже не до конца разработан, и это в условиях, когда региону грозит финансовое банкротство. Болезненно стоят проблемы с невыплатой пенсий и предусмотренных федеральным центром надбавок к зарплатам бюджетников. Вследствие этого профсоюз учителей официально потребовал начать процедуру отрешения Лебедя от власти. Педагоги требуют вернуть им задолженность в сумме почти 500 млн. рублей, которая образовалась в 1999 году из-за несвоевременной индексации зарплаты. Администрация края тогда посчитала, что поскольку решение об индексации принимало правительство РФ, то оно и должно выделить для этого средства, которых в краевом бюджете не было. Однако профсоюзы не согласились с такой постановкой вопроса, доказав свою правоту в Верховном суде России. Несмотря на это, администрация так и не погасила долги. И педагоги здесь не единственные пострадавшие от действий исполнительной власти Красноярского края.

В частности, с нового года фактически прекращено финансирование родильных домов и инфекционных больниц Красноярска. Медики получили только 50% декабрьской зарплаты. Роженицы обеспечиваются скудным питанием, а поставщики продуктов грозятся и вовсе прекратить снабжение. Мотивируется это тем, что суммарный долг родильных домов за поставки продуктов питания составил около миллиона рублей. Какое дело больным и роженицам до этих проблем. Они костерят власть и правильно делают. Желание решить все проблемы нахрапом и кавалерийским наскоком привели к плачевным последствиям, как в социально-экономической, так и в политической сфере.

Своими действиями Александр Лебедь спровоцировал объединение региональной элиты под девизом «Долой Лебедя». Свою задачу объединителя онвыполнил, но только наоборот.

Краевые законодатели ответили губернатору той же монетой, подчеркивая свой местный патриотизм, называя Лебедя и его команду временщиками и не упуская случая вставлять ему палки в колеса. Деление на «своих» и «чужих» стало обычным в лексиконе, как рядового обывателя, так и депутата заксобрания.

Важной вехой в красноярском противостоянии стали выборы в Законодательное собрание 23 декабря прошлого года. Ожесточенная борьба между блоком «Наши» во главе со спикером Заксобрания Александром Уссом и губернаторским блоком окончилась явным поражением последнего. Усс, открыто заявивший о своих намерениях выдвигаться на губернаторских выборах в следующем году, был переизбран спикером, несмотря на все попытки Лебедя воспрепятствовать этому.

Проиграв выборы Александр Лебедь решил вымести свое зло на замах. Он обвинил их в провале выборов, и полетели буйные головы с плеч.

В результате деятельность исполнительной власти во многом парализована. А между тем именно сейчас краю остро требуются сильные, эффективные руководители и тесное взаимодействие двух ветвей власти. Богатейший в прошлом край готов объявить себя банкротом. Политическое противостояние Лебедя и депутатов Законодательного собрания – это политический тупик для обеих сторон, но в большей степени для самого Александра Ивановича.

Попытка заткнуть бюджетную дыру за счет налоговых поступлений от предприятия «Норильский никель» привело к неожиданным для генерала последствиям. Территориальный конфликт Красноярского края и ТАО докатился до Москвы, где он навряд ли быстро сойдет на нет.

Одним словом, и Лебедю, и депутатам Заксобрания есть чем заняться, но они предпочитают заниматься выяснением отношений. На днях губернатор сделал неожиданный ход, предложив на пост своего первого заместителя новую кандидатуру – представителя компании «Русский алюминий» в Красноярском крае Николая Ашлапова. До этого отношения Лебедя с руководством «Русала», владеющего в крае двумя крупными заводами, не складывались. Но, видно, жизнь заставила. Скорее всего, губернатор учитывал, что «Русал», как хорошо известно в Красноярске, оказывал блоку «Наши» активную финансовую поддержку, и представителям блока в Заксобрании теперь будет трудно голосовать против такой кандидатуры. Что ж, надо отдать должное Александру Ивановичу – он неплохой тактик. Но по большому счету возможное утверждение Ашлапова в должности мало что изменит. Губернатор-десантник и местные патриоты-законодатели изначально загнали себя в противоположные углы ринга, и бой еще не закончен, предстоят новые раунды. Тем более что следующие губернаторские выборы неумолимо приближаются.

Поможет ли это Александру Лебедю? Скорее всего, нет: за годы своего губернаторства Александр Иванович умудрился поссориться со всеми. Его не принимает Кремль, его не поддерживают олигархи, и его не хочет видеть своим губернатором региональная элита. Что до народа, то он пока безмолвствует, но пока.

P.S. Последний «перл» господина Лебедя еще раз подтвердил народную мудрость гласящую: «не было счастья, да несчастье помогло».

И СНОВА В БОЙ, ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ. БРАВЫЕ ГЕНЕРАЛЫ НА ГУБЕР
Губернатор Красноярского края Александр Лебедь намерен сократить краевой бюджет 2002 года, но как сказал губернатор, процесс урезания бюджета главным образом коснется Норильска. По словам Лебедя, потребность в «оптимизации», как он выразился, бюджета возникла из-за уменьшения налоговых поступлений от самого крупного налогоплательщика - Норильской горной компании.

Красноярский губернатор рассчитывает, что все жители региона отнесутся с пониманием к необходимости «затянуть пояса». При этом он пообещал, что если главный финансовый документ региона будет освобожден «от излишеств», то край уже в ближайшее время получит субвенции от правительства страны в объеме 3,5 млрд. рублей.

В очередной раз свои проблемы генерал Лебедь пытается решить за счет «младшего брата» – ТАО. Похвально Александр Иванович, но не умно.

А завершим мы наше исследование несколькими фактами из биографии экс-губернатора Курской области Александра Руцкого.

Александр Руцкой стал губернатором Курской области в октябре 1996 года, удивив, говорят, результатамиголосования и Кремль, и местную элиту:76% курян предпочли харизматичногогенерала-летчика тихому и немногословному экс-губернатору Василию Шутееву. От Руцкого, видимо, ждали по-военному быстрых и жестких действий, показательной порки нерадивых местных хозяйственников. Но он начал с дорожного строительства.

Администрация области объявила тендер среди автодорожных хозяйств - требовалось дешево и сердито отремонтировать дороги в Курске и его окрестностях. Одна из местных компаний тендер выиграла, отреставрировав дорожное полотно Литовской улицы. На протяжении последующих четырех лет дорога держалась под круглосуточным натиском большегрузных автомобилей, не разрушаясь. И все же наиболее сытный заказ - реконструкцию главной курской автомагистрали, улицы Ленина, - получили москвичи. Как говорят, знакомые губернатора. Дорожное полотно через полгода после ремонта раскрошилось.

По свидетельству главного федерального инспектора по Курской области Виктора Суржикова, финансовую ситуацию в регионе уже к середине 2000 года можно было с полным правом назвать предбанкротной. В наследство от своего предшественника Руцкой получил долг, немногим превышавший 35 миллионов рублей. За четыре последующих года задолженность выросла до 10 миллиардов.

Например, латвийский «Парекс-банк» в 1997-1998 годах кредитовал курскую администрацию под личную гарантию губернатора на общую сумму 110,5 млн. рублей. Средства предназначались на закупку техники. Купили пятьдесят комбайнов «Дон-1500». К настоящему моменту остались в строю около десятка машин, остальные были заведомым браком, и испытания курскими нивами не выдержали.

Купили новые мельничные комплексы - импортные, качественные. Комплексы по сей день томятся под открытым небом.

За период деятельности Руцкого А.В. в должности губернатора Курской области органами предварительного следствия УВД и прокуратуры было возбуждено 34 уголовных дела в отношении 33 должностных лиц областной и районных администраций области, а также братьев бывшего губернатора.

То, что мы вам рассказали – лишь малая толика «славных» дел бравых генералов на гражданском поприще. В ближайшее время мы постараемся рассказать вам о деятельности других не менее достойных «генерал-губернаторах».

Екатерина Лыкова

"ПРАВДА.Ру"

Ссылки по теме

Regions.ru:

Рейтинг упоминаемости губернаторов за период с 4 по 10 февраля.

Красноярский край. Депутаты Канского горсовета протестуют против повышения тарифов на тепло и электроэнергию.

Страна.Ru:

Обращение Губернатора к жителям Красноярского края

ВолгаИнформ:

Красноярский край. Губернаторский рейтинг Александра Лебедя резко упал, Анатолия Быкова - вырос (данные опроса ВЦИОМ, февраль 2002).

Ульяновск. Глава администрации Ульяновской области назначил Геннадия Савинова полномочным представителем администрации Ульяновской области в г. Москве по связям с Администрацией...

Росбалт.RU:

Мораторий на смертную казнь в России нужно отменить, заявил председатель комиссии по помилованию Ульяновской области

ВолгаИнформ:

Ульяновск. Издано постановление "О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы".

Lenta.ru:

Прокурор Курской области опротестовал решение суда. Он требует вернуть квартиру Руцкого государству

Regions.ru:

Курск. Прокурор области требует, чтобы Руцкой вернул квартиру государству.

КоммерсантЪ:

Курского губернатора подозревают в мошенничестве

Regions.ru:

Курск. В городе более 32 тысяч аварийных деревьев.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить