Наследие революции: плакаты и вышивки

В Москве, в Зверевском центре, проходит выставка "Шершавым языком. Плакат", а в Петербургском музее политической истории России - выставка "Гладь истории".

 

 Выставочные залы все с большим интересом обращаются к революционной и постреволюционной эпохе, представляя уникальные экспозиции предметов, типичных для 10-х - 20-х годов, но не с целью похвастать, как в социалистические времена, а скорее с желанием поиронизировать, мол, «хорошо в стране советской жить?!»

 

  Безусловно, плакат после выстрела «Авроры» являлся самым массовым видом искусства, понятным простому народу. А плакаты периода авангарда еще до смешного ассоциативны - это и нарисованные на клозетной бумаге афиши первых выступлений русских футуристов, и лубочные Окна РОСТа, и фотоколлажи русских конструктивистов. Такое богатство художественной фантазии и выставлено в Москве, в Зверевском центре, под названием "Шершавым языком. Плакат".

 

 В плакатном жанре среди наиболее известных личностей работали автор военных лозунгов Моор, поэт Маяковский, художник Дейнека и многие другие. Какие бы способы и технологии передачи изображения не выдумывали творческие люди, плакат тех лет был поистине уникальным средством пропаганды и рекламы, художественным медиа, которое активно воздействовало на зрителя, не позволяло пройти, не задержавшись взглядом. И если в 10-е годы эта пропаганда лежала в области художественных идей, то настоящий расцвет плаката после 1917 года связан в первую очередь с политической тематикой.

 

 Особое место отводится Окнам РОСТа: для Маяковского и многих других работа в лубочно-частушечной манере на острие политических событий страны стала началом обращения к "массовому искусству". Кроме политико-агитационной функции плакат в 20-е годы используется еще и в рекламе: совместная работа Маяковского, Родченко и Степановой над рекламными циклами для Моссельпрома, Резинотреста, Мосполиграфа, киноплакаты Стенбергов - яркое воплощение конструктивистских идей "производственного искусства".

 

 Сегодня плакатный жанр позаимствован рекламой, которая сама нередко обращается к эстетике русского авангарда. Поэтому выставка «Шершавым языком. Плакат» посвящена в первую очередь сложным взаимоотношениям современного искусства и отечественного авангарда, рекламы и искусства.

 

 А в Петербурге между тем, в Государственном музее политической истории России открылась выставка "Гладь истории".

 

 Наверняка, многие находили у своих бабушек спрятанные рушники, салфетки, на которых "крестиком" вышит портрет Ленина, Маркса, серп и молот. И питерский музей выставил вышитое в блокадном Ленинграде знамя партизанского отряда, вышивки на флагах, платках, наволочках, которые рассказывают об истории советского государства.

 

 Пожалуй, наибольшее впечатление производит панно "Поезд в пути", вышитое работницами-активистками станции Шепетовка Юго-Западной железной дороги для участников XVIII съезда ВКПб. На панно изображен план развития не только железнодорожного транспорта, но и промышленности всей страны.

 

 Самый ранний из представленных экспонатов - первое легальное знамя петербургского комитета РСДРП, вышитое традиционной византийской гладью.

 

 Любопытно, что основные символы Октябрьской революции нередко вышивались по всем канонам русского православного шитья. Но не только рукоделие женских рук можно увидеть на выставке, есть, к примеру, военно-морское знамя, вышитое в одном из лагерей ГУЛАГА участником гражданской войны Куприяновым.

 

 Одним из ценных экспонатов является салфетка, украшавшая пианино Александры Коллонтай. На ней первая в мире женщина-посол сама вышила цветы и птицу счастья.

 

 Наталья Микора

 «ПРАВДА.Ру»

'Музеи России'

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить