Педофилы попадут в "зону отчуждения"

Принятие в РФ закона "О защите прав потерпевших" повлекло за собой серьезные преобразования в законодательстве страны. Одним из ключевых и долгожданных преобразований станет установление серьезного контроля за лицами, которые привлекались за педофилию. Ведь, как рассказали "Правде.Ру" эксперты, педофилы неисправимы, их удержит только страх.

Закон о правах жертв преступлений президент РФ Владимир Путин подписал 30 декабря. "Правда.Ру" уже писала о том, что именно закон поменяет в уголовно-правовой плоскости. Однако помимо этого документ вносит поправки в целый ряд законодательных актов, которые касаются потерпевших и обвиняемых в преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Главным нововведением стал порядок пожизненного административного надзора за педофилами. "Держать на коротком поводке" — так можно охарактеризовать то, что теперь предписывает закон. А именно: предполагается устроить для педофилов что-то вроде советского 101-го километра. То есть, ограничить возможность передвижения бывшего осужденного по стране.

Пока нигде не прописано, какие населенные пункты освободившийся гражданин будет не вправе посещать и каким образом будут формироваться списки городов. Несмотря на это, шаг вперед уже сделан, а сам механизм может быть запущен в скором будущем. Таким образом, педофил, выходящий на свободу, будет все время на виду у правоохранительных органов, что естественно должно улучшить статистику по рецидивам.

Впрочем в особых случаях пожизненный административный надзор может не вводиться. По словам председателя комитета Госдумы по арбитражному, гражданскому и уголовному законодательству Павла Крашенинникова, срок надзора будет напрямую зависеть от тяжести совершенного преступления. Административный надзор может быть назначен на 25 лет, а может и на три года.

Кроме того, прежние правила надзора за освободившимися из мест лишения свободы остаются в силе. Так, бывший осужденный на протяжении установленного периода обязан не покидать свою квартиру c 23 часов до 6 часов утра, не посещать бары, рестораны, концерты и постоянно отмечаться в специальном ведомстве.

Вот только с новыми правилами о пожизненном надзоре могут быть проблемы: кто и каким образом будет осуществлять "слежку"? Сейчас проблема надзора в некоторых регионах и без того стоит остро, а контроль за освободившимся из колонии осуществляется весьма условно.

"О том, что контроль условный, я бы говорить не стал, — рассказал "Правде.Ру" юрист правозащитного движения "Сопротивление" Александр Кошкин. За осужденными следят, и сотрудники даже проверяют их местонахождение в ночное время. Считаю, что надзор за педофилами, в том числе пожизненный, необходим, ведь рецидив таких преступлений уникален: 98-99 процентов. Тут дело в другом. Законодательство предусматривает назначение надзора не на всю жизнь, а, скажем, на три года. И это верно, ведь не стоит всех подгонять под одну гребенку".

То, о чем говорят юристы, законодательно тесно перекликается с правовой коллизией. Не назначать пожизненный надзор смогут тем, кто докажет, что в момент преступления не знал и не догадывался о возрасте потерпевшего. Например, 13-летняя девушка действительно может выглядеть вполне взросло и суды будут этот аспект учитывать. Понятие "заведомость" подразумевает то, что обвиняемый заведомо не знал о возрасте и, таким образом, не подозревал о том, что он оказался педофилом. В этом случае срок наказания может быть снижен. Вот только дело в том, что квалифицирующий признак "заведомость" исчез из российского законодательства, но дело его, как говорится, живет. Пленум Верховного суда вынес постановление, в котором судьям предписывают использовать несуществующий признак: не беда, что в законе его нет, использовать-то можно! Таким образом, педофил может "скостить" себе срок и последующий административный надзор. Психиатры говорят, что педофилия является заболеванием, причем неизлечимым, и те, кто смог доказать факт своего незнания возраста жертвы, смогут избежать контроля.

"По поводу административного надзора уверена, что эта ситуация необходимая, — говорит юрист, активный борец с педофилами Анна Левченко. — Вот только какими мерами обеспечивать надзор, понять пока трудно. Но закон об административном надзоре вообще, на самом деле, у нас существует давно, и то, что сейчас заново об этом заговорили — это очень хорошо. Этим делом обычно занимаются участковые. Но в ситуации с теми, о ком мы говорим, в случае с педофилами, участковые явно не справятся. Тут административный надзор, как я вижу, будет стоить достаточно больших денег. Нам необходимо перенимать европейско-американскую практику. Там на осужденных по таким статьям надевают GPS браслеты и запрещают освободившимся педофилам приближаться на определенное расстояние, как минимум, к детским заведениям, к школам, детским садам. Эта ситуация может сработать, потому что обычно как раз там они и выискивают своих жертв".

По мнению психиатра Михаила Виноградова, закон, который предусматривает пожизненный надзор за педофилами, необходимо еще более ужесточить, в том числе применять суровые меры и отправлять за решетку на серьезный срок.

"Да, к педофилам нужно применять другие санкции. Первое и основное — педофил должен даже за первое преступление получать полный срок, предусмотренный уголовным законодательством. Никаких половины срока, никаких четвертей", — считает Михаил Виноградов. "Второе — не должно быть никаких условно-досрочных освобождений, никаких разговоров о том, что в колонии педофил встал на путь исправления, там ему некого совращать и насиловать. Надзор за ними должен быть пожизненный, они на путь исправления не встают, только страх может их удерживать".

Как говорят сами законодатели, нововведения в уголовной практике своевременны, достаточны и выверены. По словам зампреда комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрия Вяткина, в России найдутся силы и средства для исполнения этого закона.

"Когда мы говорим о каких-то мерах, допустим, в том числе пожизненного надзора, мы говорим, что это будет не для всех, это будет в отношении тех граждан, которые совершили какие-то особо тяжкие преступления, — рассказал Дмитрий Вяткин. — Что касается исполнения закона, то здесь все реально. Это могут делать и уголовно-исправительные инспекции, лечебные учреждения, органы внутренних дел. Слушайте, у нас система государственных органов настолько разветвленная, настолько там много людей работает! Неужели вы считаете, что реально некому заниматься надзором? Есть кому. Главное, чтобы эта работа была поставлена, организована и проводилась в четком соответствии с административными регламентами".

Возможно и так. По крайней мере, хочется надеяться, что так и будет. Законодательная инициатива, которую так долго продвигали, была принята — и это, безусловно, победа. Речь, конечно, не идет о победе над педофилами, а вот для уголовного законодательства, которое местами несколько устарело, это серьезный шаг вперед.

Читайте другие материалы по теме

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Антон Фролов
Антон Фролов— журналист, корреспондент, видеоведущий Правды.Ру
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить