Григорий Явлинский: «Гражданин должен воспитывать государство»

"Как воспитать гражданина?" - ответ на этот вопрос 9 апреля искали участники заседания пресс-клуба, в работе которого приняли участие председатель РДП "Яблоко" Григорий Явлинский, депутат Мосгордумы Евгений Бунимович, педагог Ефим Штейнберг и ребята — победители II Всероссийского конкурса школьных изданий "Больше изданий хороших и разных". Как ни странно, но именно на этот вопрос точного ответа никто дать так и не смог. Зато активно обсуждалась тема того, можно ли стать гражданином без гражданского общества, обязан ли гражданин быть патриотом, кого воспитывают СМИ — граждан или потребителей и может ли быть гражданином не зрелый человек, а школьник, ребенок.

Лейтмотивом встречи было то, что граждане (которые, кстати, так и не выяснили, откуда берущиеся) должны влиять на государство и контролировать его, и если это получится, то и законы у нас будут хорошие, и бюджет будет правильно расходоваться, и уважение появится, а там и до гражданского общества недалеко. Идея контроля детям понравилась, хотя, судя по тем вопросам, которые у них возникали, похоже, они так и не поняли, как это можно делать.

Дискуссия началась с обсуждения того, кто же такой гражданин? По мнению Г.Явлинского, это тот, кому небезразлична власть, кому небезразлично будущее страны. Е.Штейнберг согласился с этим и добавил, что это тот, у кого болит сердце за происходящее вокруг. При этом у детей так и остался вопрос: зачем эти чувства смешивают с такими вещами, как паспорта и другие документы. Это осталось без комментариев.

Особенно интересны были рассуждения о патриотизме и гражданстве. Е.Штейнберг сказал, что патриотизм — это ответное чувство, которое государство вызывает у граждан своей заботой о них. С этой точкой зрения не согласился Е.Бунимович, сказав, что нельзя к понятию патриотизма подходить таким образом, поскольку наше государство — это наш дом, наша семья. С этим согласились почти все присутствующие, но представители подрастающего поколения настаивали, что государство должно им обеспечить будущее, образование, безопасность и т. д., но при этом не было ничего сказано об ответственности гражданина перед государством и обществом.

О гражданском обществе и вовсе говорили как о некоей фантастической вещи, которая в голове каждого присутствующего имела свой образ, а потому конструктивного диалога не получилось. На вопрос юного журналиста, так когда же у нас в стране появится гражданское общество, г-н Явлинский ответил, что это нельзя спрогнозировать, потому что нельзя с точностью сказать, когда же наконец у нас появятся все присущие ему механизмы.

Примечательно, что на вопрос о том, что важнее для воспитания гражданина — урок труда или урок граждановедения, Г.Явлинский ответил: "Труд на уроке граждановедения. Правда, я не знаю, что такое граждановедение". В итоге разговор перетек в русло того, что всем нам пора прекратить друг другу врать, тогда и жизнь будет лучше.

В заключение Г.Явлинский поднял тему российской элиты, от которой во многом могут зависеть темпы формирования гражданского общества. По словам лидера "Яблока", российская элита напоминает подростка, который постоянно капризничает, "собирается в подъездах", заявляет о своем праве дружить с тем, с кем ей хочется, и когда ему делают замечание за неподобающее поведение, отвечает, что не надо трогать его чувствительную душу. И эта проблема, по словам Г.Явлинского, усугубляется тем, что наша элита, как деревья в тундре, остается карликовой и никак не хочет выйти из подросткового периода.

По окончании мероприятия осталось непонятным, должно ли государство, которое, как оказалось, только должно своим гражданам, принимать каким-либо образом участие в их формировании? На это вопрос Г.Явлинский сказал коротко: "Нет, гражданин должен воспитывать государство". На этот же вопрос мы попросили ответить депутата Мосгордумы Е. Бунимовича.

"Я считаю, что государство должно участвовать в воспитании гражданина одним способом — создавать условия, т. е. прежде всего не навязывать идеологических схем, создавать условия свободного развития личности, что очень важно, и самое главное, способствовать индивидуальному развитию личности. Должна быть индивидуальная образовательная траектория. Конечно, надо давать какую-то общую базу, но дать возможность широкого выбора возможностей. Вот что должно делать государство, а не навязывать бесконечные программы и схемы воспитания.

Самое главное, что должна делать скорее вся политическая система — она должна сделать так, чтобы было не стыдно за это государство. Это было бы самое лучшее воспитание молодого гражданина, чтобы любить можно было не вопреки, а чтобы было не стыдно, чтобы ты уважал свою Родину не только как природу, как культуру, как тот строй, который существует. Чтобы сама система вызывала уважение, не дай Бог, не любовь. Это не должно вызывать любовь, но уважение какое-то, понимание — это главное, что она должна создавать".

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии
Путин предупредил о кризисе, "которого мир еще не видел"
Предложен лучший способ бросить курить
Путин предупредил о кризисе, "которого мир еще не видел"
Путин предупредил о кризисе, "которого мир еще не видел"
Умирающий Маккейн потребовал уничтожить Путина и Россию
Умирающий Маккейн потребовал уничтожить Путина и Россию
Власти США потребовали отобрать у русских веру в Бога
Москва требует от Лондона извинений за дело Скрипалей
Передумал: Трамп объявил о возобновлении переговоров с КНДР
Нидерланды и Австралия обвинили Россию в крушении малайзийского "Боинга"
Путин предупредил о кризисе, "которого мир еще не видел"
Сенсация на ПМЭФ: мировые лидеры "присягнули" России
В России начаты госиспытания новейшего истребителя МиГ-35
Путин предупредил о кризисе, "которого мир еще не видел"
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
Путин предупредил о кризисе, "которого мир еще не видел"
Когда Прибалтика станет нищей
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17