Дейтонские соглашения, положившие конец войне в Боснии

Хорватская бомба под миром в Боснии

Хрупкий мир в Боснии и Герцеговине (БиГ), установленный 15 лет назад после самой кровавой бойни в послевоенной Европе, может оказаться под угрозой. Президент Хорватии Иво Йосипович фактически выразил недовольство положением своих соплеменников в Боснии и намекнул на необходимость пересмотра Дейтонских соглашений, положивших конец войне.

На днях Йосипович побывал в США, где участвовал в конференции, приуроченной к 15-летию подписания Дейтонских соглашений. Отметив их историческую роль, он, однако, выразил недовольство положением боснийских хорватов. "Дейтонское соглашение выполнило самую важную функцию — остановило войну и дало Боснии новый путь. Но оно не решило всех вопросов. Сегодня все осознают, что Боснии и Герцеговине нужны некоторые перемены, в первую очередь в плане равенства всех наций", — заявил Йосипович.

Отвечая на вопросы журналистов, хорватский лидер подчеркнул, что по прошествии полутора десятков лет с момента окончания войны пора снять табу на обсуждение вопроса о положении боснийских хорватов. Йосипович отметил, что наличие этой проблемы признают и представители мусульманской и сербской общин. Он выразил уверенность в том, что в итоге будет найдено компромиссное решение, которое бы позволило хорватам в большей мере влиять на политику Боснии и Герцеговины.

Слова Йосиповича можно считать если не бомбой, то уж точно констатацией того факта, что положение дел в Боснии, фактически являющейся протекторатом Запада, далеко от идеала. Особо примечательно то, что с подобными заявлениями выступили не сербы, которых в США и Европе давно назначили виновными за все конфликты в бывшей Югославии. Католики-хорваты — плоть от плоти западного мира, им всегда благоволили и в Брюсселе, и в Вашингтоне, и в Берлине. И вдруг такое…

Читайте также: Американский умиротворитель Балкан

Сегодня в Боснии насчитывается порядка 600 тысяч хорватов (порядка 14 процентов населения страны). Вместе с мусульманами, согласно упомянутым Йосиповичем Дейтонским соглашениям, они являются государствообразующей нацией Федерации Боснии и Герцеговины, где доля хорватского населения составляет чуть более 20 процентов. В свою очередь, Федерация БиГ является наряду с Республикой Сербской составной частью "большой" признанной мировым сообществом Боснии и Герцеговины.

Фото: AP

Формально у хорватов поводов для недовольства вроде бы быть не должно. Их представитель занимает должность президента Федерации БиГ, периодически они (по принципу ротации) возглавляют президиум "большой" Боснии. Местные хорваты имеют свои партии. В отличие от сербов, на голову которых в 1994-1995 годах неоднократно сыпались натовские бомбы и территорию которых Запад стремился урезать, хорваты были у него в фаворе. Однако не все так просто и однозначно.

До 1878 года территория Боснии была частью Османской империи и хорваты (как и сербы) находились в роли угнетаемого меньшинства. Затем этот край стал частью Австро-Венгрии, и в рядах хорватов не было единства. Часть вместе с сербами боролась за создание единого Югославянского государства, часть, напротив, была настроена антисербски. После 1918 года Босния вошла в состав будущей Югославии, управляемой сербским королем. Здесь уже хорваты вместе с мусульманами высказывали свое недовольство.

В годы Второй мировой войны Босния стала частью союзного нацистам Независимого государства Хорватия (НГХ). Хорватские усташи вместе с мусульманами устраивали карательные набеги на сербов, те также отвечали насилием. Впрочем, среди мусульман тоже были недовольные хорватским засильем — они помнили, что когда-то господствующей нацией были они. Так что считать хорватов и мусульман "единокровными братьями в борьбе против сербов" было бы преувеличением.

Когда в 1991 году начался распад Югославии, боснийские хорваты вместе с мусульманами выступили за отделение Боснии от СФРЮ. Поскольку местные сербы придерживалисьинойточки зрения, снова можно было говорить о мусульманско-хорватском союзе, который на сей раз был поддержан США и Евросоюзом. В первой половине 1992 года хорваты сражались с мусульманами против сербов бок о бок. Однако дальше между ними пробежала черная кошка.

Для хорватов было неприемлемым желание лидера мусульман Алии Изетбеговича создать "единую и неделимую исламскую Боснию". Потому весной 1992 года на западе Боснии была создана Республика Херцег-Босна, пошедшая на перемирие с сербами. Сторонники "единого фронта против сербов" потерпели поражение, а в руководстве боснийских хорватов все ярче прослеживалась линия на присоединение западных районов Боснии к Хорватии.

В итоге, вспыхнув во второй половине 1992 года, весь 1993 год между мусульманами и хорватами шла кровопролитная война в Центральной Боснии, причем на стороне боснийских хорватов воевала армия Хорватии, а на стороне мусульман — исламские боевики и лично Усама бен Ладен. В то же время стычки между хорватами и сербами в Боснии носили более локальный характер, что резко контрастировало с ожесточенностью хорватско-сербского конфликта в самой Хорватии.

 

Фото: AP

Союз мусульман и хорватов против сербов был возрожден по указке США в начале 1994 года. Лично Билл Клинтон заставил президента Хорватии Франьо Туджмана пойти на союз с мусульманами, угрожая в противном случае Загребу санкциями. В итоге этот союз просуществовал вплоть до подписания Дейтонских мирных соглашений в декабре 1995 года. Когда же решался вопрос о статусе Боснии, то хорватов по воле США и ЕС объединили с мусульманами в Федерацию Босния и Герцеговина во многом против их воли.

И будучи по численности всего лишь третьим народом Боснии, влиять на политику страны хорваты в полной мере не могут. Поэтому нынешний президент Хорватии Йосипович и заговорил о том, что принятое в конце 1995 года положение вещей пора исправлять. И принципиально важно то, что эти слова произнес не кто-то из сербов, а президент страны, входящей в НАТО и без пяти минут члена Евросоюза. То есть фактически "свой для Запада парень" указал, что дела в патронируемой США и ЕС Боснии идут неважно.

Будут ли хорваты добиваться выделения своей национальной единицы, чему наверняка воспротивятся мусульмане? Неужели БиГ близка к новой войне? Слова президента Хорватии, положение боснийских хорватов и общую ситуацию в нынешней Боснии и Герцеговине прокомментировал "Правде.Ру" историк-югославист доцент исторического факультета МГУ Вадим Прозоров.

— Дейтонские соглашения закрепили в Боснии и Герцеговине ненормальную ситуацию, которая не изменилась и изменить которую может только чудо. Собственно говоря, именно на это и обратил внимание президент Йосипович. Впрочем, реального ущемления хорватов в БиГ нет. Дейтонские соглашения учли их интересы, насколько вообще можно учесть их интересы в этом довольно уродливом государственном образовании.

В то же время хорваты могут посетовать на многие вещи. Не в их пользу говорит более высокая рождаемость среди мусульман, с которыми они сосуществуют в рамках Федерации БиГ. Экономически Босния и Герцеговина в нынешнем виде нежизнеспособна, уровень жизни в ней куда ниже, чем в Хорватии. И пока Дейтонские соглашения остаются в силе, изменить такое положение вещей невозможно.

В то же время нельзя говорить о том, что сегодня среди боснийских хорватов сильны сепаратистские настроения и что страна стоит на грани войны. И у властей Хорватии нет оснований играть с этим. Обе страны хотят в Евросоюз, а потому должны играть по установленным им правилам. Эти правила включают в себя и соблюдение Дейтонских соглашений. Изменить картину может только изменение Дейтонских соглашений, но это находится не в компетенции Боснии, Хорватии или Сербии, а в компетенции великих держав.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *