У России пока нет обвиняемых в убийстве Литвиненко

Скотланд-Ярд не учел сведения, полученные российскими сыщиками в ходе расследования «дела Литвиненко». Об этом заявили представители Генпрокуратуры РФ. Они назвали британский подход  «избирательным» и политически мотивированным. Материалов, собранных англичанами, по мнению Москвы, недостаточно, чтобы предъявить Андрею Луговому обвинение в убийстве.

В понедельник в Генеральной прокуратуре состоялась пресс-конференция, в ходе которой журналистам была разъяснена позиция российских правоохранительных органов по делу о смерти в Лондоне бывшего подполковника ФСБ Александра Литвиненко, скрывавшегося в Великобритании от уголовного преследования на родине. В убийстве перебежчика британская сторона обвинила российского предпринимателя Андрея Лугового и потребовала экстрадиции последнего.

Решение Генпрокуратуры России об отказе в выдаче Лугового юридически выверено и полностью соответствует российскому и международному законодательству, заявил заместитель генпрокурора РФ Александр Звягинцев. Закон Великобритании допускает выдачу собственных граждан, Конституция РФ содержит абсолютный запрет на выдачу граждан России иностранному государству.

Заместитель начальника управления по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры РФ Андрей Майоров назвал «избирательным» подход британских следователей к делу Александра Литвиненко, и указал на очевидные нестыковки и противоречия в самом расследовании. По его словам, британские следователи не учли те сведения, «которые удалось получить российским следователям в ходе расследования этого убийства в России».

Так, например, в Генпрокуратуре считают, что предприниматели Александр Луговой и Дмитрий Ковтун могли получить облучение полонием от Александра Литвиненко, который сам мог быть первичным источником радиоактивного заражения. «Оценка британскими следователями этому дана не была», - на данное обстоятельство Андрей Майоров особо обратил внимание журналистов, добавив, что точное время получения Александром Литвиненко отравления так и не установлено.
 
Российская сторона имеет все больше оснований для сомнений в эффективности британской правовой системы, заявил РФ Александр Звягинцев. В присланном из Великобритании запросе больше политических, нежели правовых, оснований. В частности, к мотивам убийства А.Литвиненко отнесены его «активная борьба против деятельности ФСБ» и критика в адрес действующей российской власти.

Звягинцев назвал неприемлемым высказанное министром иностранных дел Великобритании Дэвидом Милибэндом недоверие российской правовой системе. Замгенпрокурора РФ напомнил о девяти политически мотивированных отказах Великобритании в выдаче России обвиняемых в уголовных преступлениях и предоставлении убежища шести фигурантам.

Борис Березовский, который в России обвиняется в совершении ряда уголовных преступления, получил в Великобритании статус политического беженца без решения суда, заявил Звягинцев. По его мнению, это прямое нарушение международной конвенции о беженцах 1951 года. Вместе с тем, по его словам, Великобритания всегда говорит о том, что не может повлиять на решение об экстрадиции, поскольку «это является прерогативой независимых британских судов».

Заместитель генпрокурора также охарактеризовал как неприемлемое и некорректное пожелание МИД Великобритании о внесении изменений Конституцию РФ «для того, чтобы выдать одно лицо». Страны, которые изменили в данных вопросах свою Конституцию, являлись членами Евросоюза, «куда Россия не входит», напомнил Александр Звягинцев.

В свою очередь Генпрокуратура РФ вновь призвала Великобританию передать России материалы уголовного дела в отношении Андрея Лугового. Такие предложения со стороны Москвы делались Лондону неоднократно. Для того чтобы привлечь предпринимателя к суду, необходимо, как минимум, постановление о возбуждении против него уголовного преследования.

Россия готова рассмотреть дело по существу в соответствии с российским законодательством, если суд будет располагать материалами следствия в полном объеме. Генпрокуратура РФ, отметил А.Звягинцев, как и прежде, открыта для сотрудничества, однако находит, что представленные британской стороной материалы, на основании которых требуют выдачи Андрея Лугового, недостаточны. На них невозможно опереться, даже если бы российская Конституция позволяла выдавать своих граждан.

Генпрокуратура РФ заявляет, что в настоящее время она не располагает основаниями для привлечения кого-либо, в том числе и Андрея Лугового, к уголовной ответственности по обвинению в убийстве Александра Литвиненко.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить