Том Хайден: «Соединенные Штаты стремятся к созданию империи»

Эксклюзивное интервью с Томом Хайденом: лидер пацифистского движения 60-х годов, сейчас он является одной из наиболее значимых фигур среди антиглобалистов

"Знаете, в Порото-Алегре я встретил Ноама Хомски. Он там давал конференцию. Мы не виделись лет 35. У него фотографическая память, но он почему-то меня не узнал. Наверное, из-за моей бородки".

Сейчас Тому Хайдену 63. Борцом за социальные права он стал еще 40 лет назад, будучи студентом университета. В 1968 году возглавляемая им группа студентов, получившая известность как "чикагская семерка", сорвала Национальную демократическую конвенцию, выступив с протестом против войны во Вьетнаме. С тех пор его имя ассоциируется с борьбой за социальные права.

Времена, конечно, меняются, но не настолько. И сейчас есть за что бороться. В сегодняшнем мире, несправедливости, пожалуй, еще больше. Человечество снова стоит на пороге войны, на этот раз, возможно, еще более жестокой и разрушительной, чем та, против которой Хайден выступал в 60-х. Судя по твердым намерениям американцев в отношении Ирака, они не извлекли должного урока из войны во Вьетнаме и по-прежнему жаждут контроля над мировыми природными ресурсами. Но Том Хаден все еще в строю, и, подобно еще сотням тысяч противников глобализации, он продолжает бороться за лучшую жизнь.

Вопрос. Как получилось, что вы стали участником движения антиглобалистов?

Ответ. В 1999 году я участвовал в проходивших в Сиэтле демонстрациях. Тогда я входил в законодательные органы штата Калифорния. Я считал (и, кстати, по-прежнему придерживаюсь этой точки зрения), что Всемирная торговая организация создает угрозу демократии, ведь она вправе игнорировать законы об условиях труда, об экологических нормах, качестве воды и т.д. Поэтому я и присоединился к движению, которое выступает за демократию и против глобализации.

В. А в чем, собственно, суть движения антиглобалистов?

Глобализация — это механизм, служащий целям нового пакета международных законов, поддерживающих интересы и права собственности инвесторов в рамках мировой торговли. А движение антиглобалистов выступает за мировую справедливость. Речь вовсе не о протекционизме или национализме. Мы считаем, что новый миропорядок должен учитывать такие вопросы, как право на труд, права человека, защита окружающей среды. За глобализацию, то есть за принятие законов о правах собственности, выступают компании, занимающиеся высокими технологиями, производители компьютеров, компакт-дисков. При этом права рабочих-подростков, делающих эти самые видеокассеты, никак не защищены. Можно ли в этом случае говорить о полной и справедливой глобализации?

В. А почему вообще американцы становятся антиглобалистами?

О. Потому что им не нравится этот несправедливый мир, доставшийся им в наследство от старших поколений. Они не желают быть его частью. Это моральная проблема. А американское правительство стремится создать империю, цель которой — милитаризация и глобализация. Значит, в будущем не избежать войн, участвовать, а возможно, и умирать в которых придется молодому поколению, причем ради весьма сомнительных целей. Значит, деньги, которые могли бы быть пущены на образование, здравоохранение, охрану окружающей среды, будут поступать в военный бюджет — самый большой в истории человечества. А ведь у Соединенных Штатов предостаточно проблем. И, разумеется, деньги на военные расходы будут ассигноваться в ущерб реализации предложенной бразильским президентом Лулой программы "ежедневного трехразового питания для каждого". Кроме того, не следует забывать о том, что даже одежда, которую мы носим, зачастую шьется подростками. Американцам вообще чужды иллюзии. Они не ограничиваются узко национальными и личными интересами. Но есть и сугубо практический аспект. Можно переосмыслить это следующим образом: все поколения американцев живут за счет своих детей, за счет будущих поколений.

В. По-вашему, Буш все-таки нападет на Ирак? А если это произойдет, что намерены предпринять антиглобалисты?

О. Вопрос непростой, тем более что каждый день появляются новые сообщения. Я согласен с теми, кто считает, что Буш хочет этой войны и делает все для реализации своих целей. С другой стороны, нынешнее антивоенное движение в США гораздо сильнее, чем во времена Вьетнама. А за войну выступают республиканцы, сторонники Буша. Они желают установить протекторат над Багдадом и контролировать таким образом поставки нефти. Это также даст им возможность осуществить перевороты в Иране и Сирии, уничтожить организацию "Хезболла" и навязать палестинцам свое решение их территориальной проблемы. На Ближний Восток уже отправлено 250000 военных. И теперь, если Буш откажется от войны, это будет означать его поражение.

В. А зона свободной торговли на американском континенте, по-вашему, тоже является частью так называемой американской "империи"?

О. Сейчас уровень безработицы в Мексике гораздо выше, чем в те времена, когда организация NAFTA (Североамериканское соглашение о свободной торговле 1993 года) только была создана. В Мексике практически уничтожен средний класс. Из-за хлынувших в страну американских товаров разорились миллионы фермеров. Все больше людей уезжает из страны, особенно из таких провинций, как Чиапас. За время существования организации NAFTA на границе этого штата погибло уже 3000 человек, хотя представители Всемирной торговой организации питаются называть другие цифры. А сколько народу погибло по другую сторону границы, то есть на мексиканской территории? Ведь их, пожалуй, даже больше.

Зона свободной торговли разрослась до размеров Латинской Америки. Вскоре в Канкуне будет заключено сельскохозяйственное соглашение, которое позволит американцам вложить в сельское хозяйство многие миллионы долларов. Это прямая угроза таким латиноамериканским странам, как Бразилия, Аргентина. Но это еще не все. Американцы намерены приватизировать электроэнергетику этих стран, образование. А значит, правительственные субсидии на столь важные отрасли, которые служат интересам общества, с точки NAFTA будут рассматриваться как нарушение прав собственности.

В. А что, по-вашему, может получить от глобализации Россия?

О. Для россиян термин "глобализация", возможно, имеет другое значение. Россияне не являются антиглобалистами. Они хотят быть частью целого, чтобы не оказаться в изоляции. Я их вполне понимаю. Однако я надеюсь, что российское правительство, не возвращаясь к политике бывшего Советского Союза, все-таки сохранит в условиях нового миропорядка свою независимую позицию. Хотелось бы надеяться, что россияне не отдадут своих природных ресурсов на растерзание международным корпорациям и не откажутся от своего национального наследия в пользу "Макдональдса". Уверен, что на это же надеются и они сами. Ведь Россия же не стремится стать колонией Соединенных Штатов, а американские глобалисты именно на это и рассчитывают.

Хайдер, по его словам, не так уж много путешествовал. Он лишь старается перенимать опыт борьбы вновь возникающих общественных движений. Для этого он и приехал в Южную Америку — сначала в Порто-Алегре, затем в Аргентину, — где занимается изучением новых форм социальной борьбы. Затем он намерен вернуться в Лос-Анджелес и продолжить свое "изучение" там. И как в 1968 году в Чикаго, на ноябрьском саммите Всемирной торговой организации, он будет снова выступать на социальные права. Времена меняются, но борьба продолжается.

Вопросы задавал Эрнан Этачалеко
ПРАВДА.Ру
Аргентина

На фотографии: Том Хайден был обвинен в государственной измене за то, что вместе со своей женой Джейн Фондой отправился в Ханой, где выступал против войны во Вьетнаме.

Перевод с английского Веры Соловьевой

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *