Липовые диссертации и тормоз нашей науки

Правила присвоения званий кандидата и доктора наук нужно менять, что доказали последние скандалы с липовыми диссертациями и арестом главы Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Это просто позор, но и без того нынешняя система превратилась в тормоз для развития науки и образования в России. Она порой лишает людей работы, а науку — свежей крови.

Правила присвоения званий кандидата и доктора наук нуждаются в срочном изменении. Это доказали последние скандалы с липовыми диссертациями и арестом председателя Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Но даже если опустить их, то ВАК и некоторые диссертационные советы часто выступает в роли тормоза для развития отечественной науки и образования. А выстроенная ею система порой лишает людей работы, а науку — свежей крови.

В последние недели новости из области высокой науки все больше носят уголовный оттенок. Так, 7 февраля был арестован председатель Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при министерстве образования Феликс Шамхалов. Его обвиняют в хищении 350 миллионов рублей у Внешэкономбанка. Вроде бы с его деятельностью на посту ученого секретаря ВАК, а затем ее руководителя дело не связано. Однако по ходу следствия наверняка появятся вопросы и к его профессиональной деятельности.

О многочисленных случаях плагиата в диссертациях по истории, защищенных в МПГУ, сегодня говорят и научная общественность, и журналисты, и обыватели. На сегодняшний день официально доказаны 17 случаев плагиата, которые диссертационный совет "не заметил". Председателя диссертационного совета, доктора исторических наук Александра Данилова уже отстранили от занимаемой должности.

Скандал вспыхнул после того, как появились подозрения на плагиат в автореферате кандидатской диссертации специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) имени Колмогорова Андрея Андриянова, Уже само по себе странно, что он защищался не в родном вузе. И еще больше вопросов возникает к тому, что химик по образованию вдруг решил стать кандидатом исторических наук. На сегодняшний момент он написал заявление об уходе — по крайней мере, до тех пор, пока не завершится проверка.

Тучи нависли и над главой управы московского района Замоскворечье Нонной Харитоновой. Ее обвиняют в том, что 14 из 14 указанных в автореферате диссертации никогда не публиковались, а в тексте самого научного труда плагиат составляет почти 64 процента. Сегодня РГСУ открещивается от того, что работа Харитоновой была подготовлена в его стенах. Примечательно, что ранее соискательница степени кандидата исторических наук уже получила аналогичное звание, только по наукам техническим.

Такие истории попадаются сплошь и рядом. И чаще всего в них фигурируют чиновники, депутаты и публичные политики. Предпочтение они отдают ученой степени по истории, политологии, философии или экономике. Среди них попадаются люди, которые получили докторскую степень, минуя кандидатскую. Вопросы то и дело возникают к министрам и депутатам, политикам правым и левым, лояльным к власти и оппозиционным. Каким-то образом их работы проходят через ВАК, а авторы получают корочки кандидатов и докторов. И часто в ускоренном порядке.

Нельзя сказать, что за границей подобного нет. Так, наиболее нашумевшими являются случаи с президентом Венгрии Палом Шмиттом и министром обороны Германии Теодором цу Гуттенбергом. Их работы пропустили, однако после обнаружения плагиата оба ушли в отставку. Премьер Румынии Виктор Понта в отставку не подал, но хотя бы от степени готов отказаться. Лишилась научной степени и уличенная в плагиате министр образования Германии Аннета Шаван. У нас же оргвыводы в таких случаях — редкость.

А вот с чем приходится сталкиваться человеку, не обросшему связями и блатом… Чтобы получить корочку кандидата наук, необходимо для начала сдать кандидатские экзамены — специальность, иностранные языки, философию. Затем опубликовать три статьи, одна из которых непременно должна появиться в издании, рецензируемом ВАК. Список этих изданий меняется постоянно, и крайне велик риск того, что аспирант старался зря, и его статья вышла в журнале, от которого ВАК "отреклась".

Да и напечатать саму статью — проблема. В огромном количестве случаев в журналах требуют бумагу с кафедры, из деканата или ректората. Иногда открытым текстом предлагают опубликовать ту или иную статью за деньги. Аспиранты — молодые люди, не у всех есть богатые родители. И просто так достать из кармана несколько сот у. е. им трудно. Так что уже на этом этапе многие из них просто бросают учебу в аспирантуре, хотя многие из них действительно могли бы принести отечественной науке пользу.

Если же человек дошел до финиша, прошел предзащиту, начинается следующий этап — сбор бумаг для защиты. Количество документов, необходимых для допуска к ней, варьируется в зависимости от вуза и специальности, но это никак не меньше пяти, причем многие бумажки откровенно дублируют друг друга. И все с живыми печатями. Чтобы получить заветную отметку на документе, человек вынужден несколько раз отпрашиваться с работы. Рано утром или поздно вечером никто не работает.

И тут встает очередной жесткий выбор: или увольнение, или откладывание защиты в долгий ящик. А очередь-то не дремлет, очередь на защиту стоит на месяцы вперед. К тому же многие диссертационные советы при вузах или научных учреждениях вольны пускать вперед вне очереди кого захотят. Так что ожидание растягивается, как и сбор необходимых документов.

Когда же человек защитился, начинается новая головная боль. Несколько экземпляров диссертации нужно развезти по библиотекам и разным научным центрам. То есть, нужно распечатать и переплести несколько экземпляров труда, а это — и время, и деньги. В течение месяца приходится собирать еще с десяток бумаг, ставить на них подписи ответственных лиц и живые печати. Если ты вышел за рамки отведенного срока — защиту могут аннулировать. А дальше — вставай в очередь на защиту, которая идет месяцами, а то и годами.

Наконец, бумаги собраны, и соискатель ученой степени везет их в ВАК… К этому моменту он еще не кандидат и не доктор. Специалисты, приглашаемые ВАК, должны в течение пяти месяцев под лупой изучить текст диссертации, но на практике может и пяти месяцев не хватить. Научную степень человек получит только после того, как на сайте ВАК появится приказ на его имя.

А подлинным доказательством обладания научной степенью может служить только корочка. От момента защиты диссертации до приказа о присвоении степени может пройти полтора два года, а до получения самой корочки — еще месяца три. А вот у вип-соискателей все проходит куда быстрее. Их (часто с подозрительными текстами диссертаций и авторефератов) подчас проверяют и оформляют вперед очереди.

Ожидание может обернуться тем, что человек потеряет работу. Так, одному свежеиспеченному кандидату исторических наук прямо на защите предложили написать свой курс и преподавать в престижном вузе. Он с колес написал курс, прочитал его, принял экзамены, но заплатили ему крохи и в штат не взяли. Мол, нет у тебя еще корочки кандидата, ты защитился "всего" три-четыре месяца назад. Все из-за того, что он ждал корочку. Пока он ее не получил — он никакой не кандидат. В общем, без бумажки ты букашка…

Когда же он получил корочку, его позвали преподавать на постоянной основе. Но тут пришли списки неэффективных вузов, и теперь его не взяли уже по другой причине. Получается, что из-за неповоротливости ВАК люди лишаются работы. А отечественная наука — талантливых молодых специалистов, способных принести ей пользу. И подобное происходит не только в истории. Такое сплошь и рядом творится и в других гуманитарных науках, и в точных, и в естественных.

Стоит ли удивляться, что молодые ученые или уезжают за границу, или уходят в сферы деятельности, никак не связанные с наукой и образованием… Им ставят палки в колеса, зато соискатели степеней со связями проходят через ВАК в ускоренном порядке. Получают и… тоже рвут с наукой и образованием, ибо вклада внести ее просто не могут ввиду того, что диссертация у них списана у кого-то или написана другим человеком. Разумеется, и среди вип-соискателей есть те, кто пишет и защищается честно. Но и на них бросают тень недобросовестные коллеги.

Конечно, без проверки диссертаций обойтись нельзя, но это должна быть подлинная проверка, а не муторная бюрократическая процедура, преодоление вороха бумаг и ожидание того, когда, наконец, рассмотрят всех вип-соискателей… Выходит, что ВАК и сомнительные диссертационные советы превратилась в один из тормозов для развития отечественной науки и образования. И пока эту псевдонаучную и бюрократическую систему не удастся сломать, Россия обречена плестись в хвосте ведущих научных держав.

Автор Павел Чернышев
Павел Чернышев — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить