Настоящей оппозиции в России нет

Наша некогда мощная страна находится на краю пропасти. За годы правления Б.Ельцина и его окружения разрушен производственный потенциал, падение объема выпуска продукции превысило в два раза урон, нанесенный стране в годы Великой Отечественной войны. Общенародная государственная собственность разграблена, происходит распродажа сырьевых ресурсов.
Угрожающе возросла преступность, коррупция в высших эшелонах власти стала нормой.

Все предложения, исходящие от правящего режима, относительно путей выхода из кризиса, в том числе последняя “антикризисная программа”, ограничены рамками курса, заданного президентом, и ни в коей мере не устраняют антинародной направленности его политики.
Эти и многие другие подобные факты — лишь малая часть свидетельств уничтожения великой России. Очевидность и однозначность оценки многолетней разрушительной деятельности правящего режима правомерно позволяет задать вопрос:

Почему безмолвствует народ, почему он терпит?

Чтобы ответить на этот вопрос, выскажу хотя бы в общем виде свое суждение о значимости и ответственности власти на уровне государственности.

Власть на уровне государства как внутри страны, так и во взаимоотношениях с мировым сообществом должна руководствоваться интересами своего народа и своего Отечества. Сегодня же правящий режим полностью освободил себя от всех забот о народе и не несет никакой ответственности за свои деяния ни перед обществом, ни перед законом.

Экономические прогнозы свидетельствуют, что продолжение нынешней политики означает нищету для большей части населения, для каждого третьего-четвертого жителя — безработицу, для государства — полную зависимость от США и богатых западных стран.

В этих условиях возможны два исхода: первый — смириться, обречь российский народ на деградацию и вымирание, второй — объединение всех честных людей, независимо от их партийной принадлежности и политических взглядов, болеющих за судьбу Родины, всех униженных и оскорбленных.
Само собой разумеется, что достоин обсуждения лишь второй вариант действий. Отдаю себе отчет в том, насколько сложным и нелегким он является. Начинать придется практически с нуля, ибо оппозиция пока мало что сделала для объединения народа и все больше замыкается в рамках политических маневров в центре.

Нынешняя власть обезопасила себе существование принятием в свое время Конституции, сделанной “под Ельцина”, не дающей возможности народу ее изменить. Сегодня законы, принимаемые Государственной думой и Советом Федерации, могут быть отвергнуты одним лицом — президентом, если они не отвечают его интересам. Отрешить президента от власти фактически не могут ни народ, ни его законно избранные представители в Федеральном Собрании. Правительство превратилось в марионеточный орган в руках президента. Под разговоры о “демократии” в России утвердился одиозный тоталитарный режим, полностью вышедший из-под контроля гражданского общества.

Простые люди в большинстве своем не верят ни власти, ни оппозиционным партиям и движениям, независимо от их идеологической окраски. Сохраняющаяся у определенных групп населения традиционная поддержка коммунистов, в целом оппозиции пока недостаточна для того, чтобы рассчитывать на общенациональный успех левых сил.

Народ не организован и не защищен, он озабочен проблемами самовыживания и потому безмолвствует. Не имея возможности изменить положения дел в стране, отчаявшиеся люди вынуждены прибегать к таким актам выражения своего неприятия курса “реформаторов”, которые могут иметь непредсказуемые последствия. Левая оппозиция оказалась не в состоянии возглавить этот процесс.

Из-за отсутствия единения народа забастовки не носят массового характера и потому не опасны для власть имущих. Нулевая результативность большинства проводимых акций протеста порождает апатию среди народа, обрекая его на безысходность.

Надо смотреть правде в глаза: сегодня нет реальной авторитетной организующей силы в лице той или иной партии, движения, а также профсоюзов, способной овладеть массами.

Подобное состояние в обществе в полной мере соответствует интересам всех структур и ведомств власти. У нее — одни интересы, у народа — другие. Между этими полюсами по всем канонам политической и общественной жизни должна стоять оппозиция. В данной ситуации мы вправе поставить вопрос:

А есть ли в России оппозиция?

Сегодняшняя власть не нуждается в советах, предложениях и программах по выводу страны из пропасти. Становится все более очевидным, что страна выживет только в том случае, если произойдет смена власти, если трудовой народ возьмет власть в свои руки.

По форме оппозиция существует в лице коммунистов, аграриев и ряда других партий и движений. Однако четких понятий о ее целях, задачах на сегодня, завтра, послезавтра и о средствах их достижений у оппозиции нет. Каждый отряд оппозиции варится в своем соку, стремится в лидеры. Но для народа это обычная борьба за власть ради корыстных интересов. Народ разуверился во всем, в лидерах всех партий и движений, в том числе и оппозиции. Таким образом, оппозиция, лишившись опоры в народе, осталась как бы сама в себе и не является такой силой в обществе, с которой бы считалась власть.

Созданный в условиях благоприятной политической конъюнктуры Народно-патриотический союз России (НПСР) теряет свою привлекательность в народе из-за рыхлости своей программы и малой активности, его авторитет явно упал. Постепенно НПСР превращается в заурядное политическое объединение функционеров без серьезной организованной народной опоры.

Сегодня ни одна из партий не способна поднять народ на серьезную массовую акцию протеста, с помощью которой можно было бы достигнуть нужной цели. А между тем в целом социальная база сегодня более чем когда бы то ни было благоприятна для завоевания доверия народа, для организации эффективного отпора власти.

Таким образом, отвечая на вопрос, есть ли в России оппозиция, можно сказать следующее: оппозиция вроде и есть и в то же время ее влияние не ощущается. Оппозиция слабо организована, податлива властям, податлива настолько, что порой складывается ощущение, что она играет с ними в одной команде, то есть настоящей оппозиции в стране нет. Во всяком случае возлагать надежды на изменение ситуации в стране на партии и другие организации, числящие себя в оппозиции к властям, не приходится. В таком случае необходимо искать ответ на следующий вопрос:

Что делать?

Это один из самых сложных и извечных вопросов. Не претендуя на исчерпывающие ответы, а лишь используя право на участие в его обсуждении, выскажу свое мнение.

При нынешнем режиме в условиях геноцида российского народа, глумления над его тысячелетней историей, утери государственности, разрушения духовности и нравственности быть сторонним наблюдателем, не участвовать в противодействии данному режиму безнравственно и преступно.

Самый верный путь: вручить судьбу России самому народу, сплотив в ряды сопротивления всех обездоленных, неравнодушных, готовых к созидательной борьбе за собственное выживание и спасение Отчизны.

Представляется целесообразным приступить к поэтапному созданию принципиально новой организации или движения, которое бы объединило весь невостребованный потенциал народного недовольства. Речь идет о массовом объединении, назовем его условно “Народное движение за социальную справедливость и законность”, которое бы вобрало в себя всех людей, желающих активно отстаивать свои права вне зависимости от партийной или идеологической ориентации.

Первичная цель движения — повысить политическую активность населения, добиться того, чтобы властные структуры снизу доверху считались с его требованиями, а в случае их игнорирования были бы заменены подлинно народными представителями.

Важно, чтобы “Народное движение” формировалось снизу, то есть путем народной инициативы на местах, на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях и т.д., для решения конкретных вопросов, волнующих людей.

Движение должно выступить за соборность российского народа и отказ от насаждения в России импортируемых с Запада политических и экономических схем, образа жизни и так называемой массовой культуры. России необходима своя стратегия развития, основанная на признании выдающейся исторической роли славянской и русской цивилизации, самобытности российского общества, его вековых традиций и высоких духовных и нравственных ценностей.

Конечная цель движения — создание условий для установления в России подлинной власти подконтрольной народу, способной возродить страну, обеспечить прорыв к цивилизации нового типа (в отличие от западной цивилизации), обществу социальной справедливости

Выход из затянувшегося кризиса возможен только при условии изменения концепции развития России и полного отказа от изначально пагубного курса, проводимого нынешним режимом, основанного на монетаристской модели развития страны, ее экономики, в сосредоточении внимания всех ветвей власти не на бюджетно-денежном регулировании, а на развитии производства, использовании для инвестиций средств самих предприятий путем ослабления налогово-кредитного пресса, а также привлечении средств населения, государственного и коммерческих банков, других структур, средств от внешней торговли, иностранных инвесторов для развития производства.

Требуется безотлагательно осуществить коренной пересмотр приоритетов в экономической политике, поставив на первое место задачу развития производства и повышения покупательной способности населения.

В нынешних условиях наиболее рациональной моделью развития для России могла бы стать многоукладная, социально ориентированная экономика при усилении государственного регулирования и использовании рыночных механизмов. В центр внимания должна быть поставлена задача сельскохозяйственного производства, перерабатывающей промышленности и наукоемких отраслей, включая военные, с тем чтобы в короткие исторические сроки за счет ускоренного накопления и быстрой оборачиваемости капитала в этих отраслях обеспечить подъем всего производства страны и жизненного уровня населения.

Необходимо пересмотреть приоритеты расходования государственных и внебюджетных средств, создать благоприятные ценовые и налоговые условия для сельского товаропроизводителя.

На переходный период должен быть объявлен новый курс, который предлагает:

— усиление роли государства в экономике и естественных монополий, государственную собственность на земли сельскохозяйственного назначения, государственное регулирование производства;

— широкое использование преимуществ плана и рынка в интересах и под контролем населения, составление научного государственного прогноза на 5—10 лет (внедрения новых прогрессивных технологий во всех сферах экономики), а также трехлетнего или пятилетнего плана вывода экономики из кризиса;

— разработку и проведение в жизнь политики, подобной нэпу, которая диктуется нынешними социально-экономическими обстоятельствами, и прежде всего изменением социально-классового состава населения в годы так называемых реформ, появлением наряду с небольшим по численности классом крупных собственников (финансовой олигархии) солидного класса мелких собственников;

— всемерное развитие при поддержке государстве кооперации, в которой интересы частника сочетаются с интересами кооператива и общества в целом, создание кооперативной системы;— сохранение крупных предприятий в сочетании с мелким предпринимательством, развитие корпораций, в том числе транснациональных (прежде всего со странами СНГ), финансово-промышленных групп;

— опору на собственные силы, на материальный (и моральный) интерес населения, на предпринимательство и состязательность, на эффективное использование богатейших природных ресурсов, а также ранее созданный мощный производственный потенциал, квалифицированных рабочих, инженеров, ученых;

— защиту отечественного товаропроизводителя, восстановление экономической, в том числе и продовольственной, безопасности страны;

— создание условий для воспроизводства, рентабельного ведения сельского хозяйства, для чего необходимо ликвидировать диспаритет цен на средства производства и реализуемую сельхозпредприятиями и фермерами продукцию, реструктуризировать и частично списать кредиторскую задолженность, созданную в основном не по вине сельхозтоваропроизводителей;

— формирование общего рынка и расширение хозяйственных связей стран СНГ, воссоздание в перспективе на добровольной основе единого союза государства.
Вместе с тем острота ситуации сегодня диктует необходимость экстренного осуществления ряда радикальных мер, а именно:

— введение государственной монополии на производство и реализацию алкогольной продукции, экспорт нефти и нефтепродуктов, газа, электроэнергии, цветных металлов, стратегического сырья, драгоценных металлов и камней;

— осуществление рациональной налоговой, валютной и финансовой политики, которая бы позволила привлечь средства потенциальных национальных инвесторов, в том числе коммерческих банков, для финансирования производства;

— осуществление протекционистской политики в отношении национального производителя, в том числе введение повышенных таможенных пошлин на импорт определенных продовольственных и промышленных товаров и государственное субсидирование экспорта этих видов национального производства.

Новый курс призван защитить интересы нашей Родины, способствовать улучшению материального положения населения, повысить его социальную, трудовую и политическую активность, восстановить народную власть, социальные завоевания трудящихся.

“Народное движение” призвано откликнуться на растущее недовольство народа, развернуть борьбу против режима, включая организацию всеобщей политической стачки, внесение коррективов в действующую Конституцию, расширение и усиление роли субъектов Российской Федерации.

Пришло время объединить усилия парламента и всех ветвей власти на местах с усилиями различных патриотических сил, профсоюзов, трудящихся, протестующих против антинациональной политики, в целях устранения нынешнего режима.

Созданное на массовой основе движение сможет в дальнейшем сыграть решающую роль в ходе выборов центральных и местных органов власти, в том числе выборов в 1999 году в Государственную думу, обеспечить победу на президентских выборах в 2000 году действительно народному кандидату.

Выше уже говорилось, что Конституция фактически делает президента неуязвимым со стороны Федерального Собрания из-за чрезвычайно сложной процедуры отрешения президента от должности. В этих условиях возможен другой вариант решения вопроса, а именно: организация сбора подписей в пользу проведения всенародного референдума с вопросом: “Одобряете ли вы политику президента Российской Федерации?”.

Если большинство населения выскажется против политики президента, будет создана новая политико-правовая ситуация в стране. Поскольку референдум наряду со свободными выборами является “высшим непосредственным выражением власти народа” (статья I Закона “О референдуме Российской Федерации”), он может создать условия для добровольного ухода президента или отстранения его от власти.

Организация кампании по сбору подписей за проведение референдума имела бы и непосредственное позитивное воздействие на умонастроения масс, на позиции политических партий. Первостепенное внимание “Народное движение” должно уделить усилению связи с армией, милицией, чтобы не допустить их выступления на стороне незаконных действий коррумпированной власти, не допустить внешнего вмешательства во внутренние дела России.

Одним из сложных вопросов, несомненно, является вопрос о позиции КПРФ, НПСР в отношении предлагаемой идеи. Очевидно, требуется предварительный обмен мнениями в руководстве этих организаций с тем, чтобы не допустить какого-либо противостояния левых сил и тем более их раскола.

По существу настало время ответить на главный вопрос: способна ли нынешняя левая оппозиция овладеть массами и обеспечить приход к власти в стране своего кандидата в президенты, действуя в рамках известной стратегии и тактики КПРФ и НПСР, или же требуется принципиальное изменение методов и средств вовлечения народных масс в борьбу за установление подлинно народной власти? От ответа на этот вопрос будет зависеть и судьба самих левых сил, и судьба России.

Петр Ермилин

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить