Анна Павлова. Белый лебедь России

Одна из величайших балерин XX века родилась в маленьком российском поселке, закончила жизнь в Нидерландах, а искусство своего танца подарила всему миру. В этом году прекрасному "лебедю российского балета" Анне Павловой исполнилось бы 135 лет. Вернемся к ее истории!

Хрупкая Аня решила стать балериной в восемь лет, впервые увидев российский балет в Мариинском театре. Будущая звезда не только с успехом закончила Императорскую балетную школу и попала в труппу Мариинки, но и получила поцелуй императора Александра III во время одного из его визитов. То ли ее ждало в будущем!

Первые гастроли знаменитой балерины за границей состоялись в 1907 году, и уже тогда мир охватила "павловомания": поклонники раскупали духи "Pavlova" так же быстро, как билеты на ее выступления, дарили своим дамам розы в форме пачки Анны. А сама девушка при этом утверждала: артистка и романтика - вещи несовместные!

Несмотря на это убеждение, балерина стала кумиром для всего танцевального мира и не только. В Стокгольме тысячи зрителей ее выступления после молча провожали Анну прямо до гостинцы. Чем могла ответить почитателям добрая и изможденная трудным детством русская? Со своего балкона она сыпала им тысячи надаренных цветов, вспоминая слова своей горничной: "Сударыня, вы подарили им минуту счастья...".

Всего три года прошло с момента начала иностранных гастролей Павловой, во время которых она работала и в труппе Сергея Дягилева, до 1910 года, когда она организовала собственную труппу. С тех пор - железная дисциплина для танцовщиц, каждодневные тренировки и самые жаркие континенты мира. Но слава Анну не испортила...

Зрелая и успешная женщина, из-за своей худобы сохранявшая внешность 18-летной девушки, не гнушалась выступать на благотворительных вечерах в малоимущих организациях, на сельских ярмарках и даже в сарае для стрижки овец! Балерина не боялась ничего - ни лихорадки в Эквадоре, ни начавшейся позже Первой мировой. Благородное искусство танца должен был познать каждый!

Анна Павлова верила в красоту и величие русского балета и никогда не забывала свои корни: бешеные гонорары, полученные даже за одно ее выступление, артистка отсылала в Россию юным танцовщикам. Не жалела денег и для своих "детей": труппа Павловой отмечала все праздники единой семьей, будь то Рождество или день рождения.

Анне Павловой было покорно почти все. В 20-е годы в Австралии в честь нее назвали даже торт-безе, форма которого походила на ее балетную пачку. Но покорился ли ей ее возлюбленный и импресарио барон Виктор де Дандре, до сих пор большой вопрос.

Злые языки говорили и говорят, что Дандре связался с балериной ради мести не менее известной балерине Преображенской, хотя сама Анна всю жизнь презирала содержанок и имела все, чтобы ею не стать. Но деловое партнерство имело под собой какую-никакую чувственную подоплеку, поэтому после смерти Павловой в 1931 году Дандре нередко говорил, что был ее законным мужем.

Многие считают, что эстрадную и жизненную судьбу Анны Павловой определила ее триумфальная и первая из крупных миниатюр "Умирающий лебедь", поставленная специально для нее балетмейстером Фокиным в 1907 году. Блестящая грация с дыханием беспрерывного труда и работы над собой, возрождение в любимом деле - эти термины стали спутниками Анны на всю ее недолгую жизнь - 49 лет.

Противостоявшая бедности и строгому воспитанию в школе, закулисным интригам и бесконечному свету софитов, Анна не выдержала плеврита и скончалась 23 января 1931 года. Но, даже будучи больна, она учила своих балерин и организовывала выступления. "Белый лебедь" прекрасного танца Павловой навсегда стал символом величия русского балета...