В небе мировые лидеры авиастроения

На мировых авиашоу часто демонстрируются не только самые совершенные новейшие образцы авиатехники, но и те, с которых начиналась история авиации. в нешем сегодняшнем фотообзоре - как новинки, так и раритеты. На этом снимке - боевой вертолет королевской армии Австралии. Еврокоптер "Тайгер" ("Тигр", англ. - Eurocopter Tiger) - это современный ударный вертолет, разработанный франко-германским консорциумом Eurocopter. Конструкция фюзеляжа на 80 процентов состоит из полимерных композиционных материалов (ПКМ) на основе углеродного волокна и кевлара, 11 процентов приходится на алюминиевые и шесть процентов - на титановые сплавы. Любопытно, что лопасти несущего и рулевого винтов выполнены тоже из ПКМ и сохраняют работоспособность при боевых повреждениях и соударениях с птицами. Четыре машины были собраны фирмой Eurocopter, а остальные 18 - австралийским предприятием в Брисбене.

Ни одно авиашоу в мире сейчас не обходится без этих машин. Самолет F-16 «Файтинг Фалкон» (англ. General Dynamics F-16 Fighting Falcon, дословно - "Бойцовый сокол") - американский многофункциональный легкий истребитель четвертого поколения. F-16, благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, является самым массовым истребителем четвертого поколения (на июнь 2014 года построено свыше 4540 самолетов), состоит на вооружении 25 стран. Модернизированный F-16 будет производиться на экспорт как минимум до середины 2017 года.

Ни одно авиашоу в мире сейчас не обходится и без бипланов - самолетов, с которых и начиналась история мировой авиации более 20 лет назад. Биплан - самолет с двумя несущими поверхностями (крыльями), как правило, расположенными одна над другой. Данная конструкция позволяет получить большую площадь крыльев и подъемную силу при меньшем размахе крыла. За всю историю авиации было спроектировано, по самым скромным подсчетам, до четырех тысяч различных бипланов. Любопытно также, что многие компании еще продолжают их конструирование и производство.

Непременный участник мировых авиашоу - Casa CN-235 - легкий турбовинтовой военно-транспортный самолет, разработан консорциумом Airtech во главе с испанской фирмой CASA и индонезийской фирмой Industri Pesawat Terbang Nusantara. Первый полет прототипа самолета состоялся в мае 1981 года. Серийное производство Casa CN-235 начато в мае 1988 года. Самый крупный заказчик - Турция, которая имеет в общей сложности 61 самолет. Закуплен также такими странами, как Испания, США, Чили, Колумбия, Эквадор, Панама, Франция, Индонезия.

А вот гидросамолеты - не частые гости на авиасалонах. Ведь обычно самолет, способный взлетать и приземляться на водную поверхность, с сушей «не дружит». Правда, этот гидросамолет французской постройки сумел и в шоу поучаствовать - ведь у него, кроме обычной системы посадки на воду, есть еще и обычные «сухопутные» шасси.

Пилотажные группы, состоящие из раритетных бипланов - украшение любого авиашоу мира. Правда, не всегда уникальные полеты раритетных самолетов заканчиваются благополучно. Так, два года назад в Германии трагедия произошла на авиашоу, в котором участвовал как раз раритетный биплан. Древний самолет врезался в толпу. Эксперты при этом отмечают, что и летчику, и машине было почти по 80 лет. И технику, и человека подвел возраст!

Эти самолеты F-16 с пастью льва на фюзеляже принадлежат ВВС Сингапура. Уникальное государство, размерами меньше Санкт-Петербурга, импортирует даже пресную воду и песок. Пять миллионов сингапурцев живут на 60 островках в мире и согласии. Несмотря на крайний дефицит пространства, тут построены десять авиационных баз, по большей части, оставшихся со времен британского правления. Еще больше удивляет паранормальное количество авиатехники - на сегодняшний день в составе ВВС Республики Сингапур числятся 420 летательных аппаратов!

Уникальный кадр для любого авиашоу: воздушный танкер-дозаправщик в сопровождении самолетов, которым требуется пополнить запасы топлива прямо в полете. Дозаправка топливом в воздухе позволяет существенно продлить время пребывания в небе и в некоторых случаях обеспечить самолету неограниченную дальность полета. Эта операция имеет свою историю. Еще в 1912 году были осуществлены первые попытки передать с одного самолета на другой канистры с топливом... В настоящее время дозаправка топливом в воздухе применяется только на военных и военно-транспортных машинах. Одним из самых надежных в мире считается российский самолет-танкер "Ту-95".

Исторический кадр: на взлет идет американский авиационный долгожитель Douglas DC-3. Первый полет машины этой марки 17 декабря 1935 года. Выпускался во множестве пассажирских и транспортных вариантов, в США и Японии - до 1945 года, в СССР - до 1952-го. Один из самых массовых самолетов в истории мировой авиации: серийный выпуск, с учетом всех модификаций и лицензионного производства вне США, составил 16 079 машин. В СССР он назывался "Ли-2" - такой лицензионный самолет строился с 1942 года в Ташкенте и участвовал в Великой Отечественной как незаменимый транспортник, а потом был лидером нашей пассажирской авиации.

"Макдоннел-Дуглас" F/A-18 (англ. - McDonnel Douglas F/A-18 Hornet, русс. - "Шершень", произносится "Хорнет") - американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик, разработанный еще в 1970-х годах, но до сих пор не исчерпавший своих возможностей. На сегодня является основным боевым самолетом ВМС США. Состоит на вооружении ряда стран Европы и Азии, применялся в военных операциях в Ливии, Ираке, Югославии. Первая эскадрилья F/A-18 получила статус боеготовой 7 января 1983 года - это была 314-я истребительно-бомбардировочная эскадрилья Корпуса морской пехоты США "Черные рыцари"...