Многие водители уверены, что отлично разбираются в марках бензина и всегда заливают в бак "правильное" топливо. Однако на практике ошибки при выборе горючего совершают даже опытные автомобилисты. Чаще всего их вводят в заблуждение стереотипы, которые передаются от поколения к поколению и давно устарели.
Разобраться, что же на самом деле влияет на качество топлива, а что является выдумкой, поможет анализ самых распространённых заблуждений о бензине, его свойствах и воздействии на двигатель.
Главное заблуждение — считать октановое число прямым показателем качества бензина. Многие уверены, что АИ-95 или АИ-100 "лучше" АИ-92. На деле всё гораздо проще: октановое число показывает устойчивость топлива к детонации, то есть его способность сгорать равномерно без взрывных вспышек.
Бензин с низким октановым числом быстрее воспламеняется при сжатии. Это идеально подходит для моторов с небольшой степенью сжатия. А вот двигатели с турбонаддувом или высокой компрессией нуждаются в топливе, которое загорается позже, чтобы избежать детонации.
"Октановое число — не показатель качества, а характеристика стойкости топлива к преждевременному воспламенению", — пояснил владелец сети АЗС Александр Соколов.
Таким образом, заливать АИ-100 вместо рекомендованного АИ-95 смысла нет: прироста мощности не будет, а лишние расходы — будут.
| Тип двигателя | Рекомендуемое топливо | Почему важно соблюдать |
| Атмосферный | АИ-92 или АИ-95 | Оптимальное сгорание без детонации |
| Турбированный | АИ-95 или АИ-98 | Предотвращение разрушения поршней |
| Высокофорсированный | АИ-98-АИ-100 | Повышенная стойкость к перегреву |
| Старые карбюраторные моторы | АИ-92 | Больше не требуется |
Следующее распространённое заблуждение — мнение, что бензин с дополнительными присадками, вроде премиальных линеек топлива, может повредить мотору.
На самом деле добавки вводятся для очистки топливной системы и предотвращения образования нагара. Они улучшают смазывающие свойства топлива, уменьшают загрязнение клапанов и инжекторов. При регулярном использовании таких марок горючего двигатель работает стабильнее, а расход топлива немного снижается.
Химический состав присадок контролируется производителями, поэтому качественное топливо не способно повредить систему впрыска или камеру сгорания.
"Современные присадки выполняют профилактическую функцию: очищают инжектор, клапаны и предотвращают нагар", — отметил эксперт Игорь Михайлов.
Единственная опасность — использование поддельного топлива, где добавки применяются без соблюдения пропорций. Чтобы избежать этого, заправляться стоит только на проверенных станциях.
Многие автолюбители убеждены, что производители автомобилей специально советуют использовать более дорогой бензин, чтобы заработать на водителях. Но это не соответствует действительности.
В действительности указанные в технической документации требования — результат инженерных расчётов. Мотор разрабатывается под определённый диапазон октанового числа, и использование топлива ниже рекомендованного приводит к детонации, снижению мощности и износу деталей.
Кроме того, топливо типа АИ-92 постепенно уходит с мирового рынка. Большинство автоконцернов ориентируются на стандарты, где минимальным считается АИ-95. Поэтому новые модели проектируются под него, а использование "дешёвого" топлива может повлечь дорогостоящий ремонт.
А что если в руководстве написано АИ-95, а водитель заправляет АИ-92?
Двигатель будет работать, но со временем появятся посторонние звуки, потеря мощности и повышенный расход.
А если наоборот — заливать 98-й вместо 95-го?
Эффекта не будет: электроника подстроится, но дополнительные октаны не принесут выгоды. Вы просто переплатите за топливо.
Иногда водители считают, что чем выше октановое число, тем двигатель мощнее и экономичнее. Это не так. Если мотор рассчитан на АИ-92, залив АИ-100, вы не получите прибавку мощности, поскольку система зажигания и впрыска настроены под конкретные параметры сгорания.
Более того, высокооктановое топливо сгорает медленнее. В некоторых двигателях это может даже ухудшить работу на низких оборотах и привести к нестабильной тяге.
Вывод: используйте только то топливо, которое указано в техническом паспорте автомобиля. Производитель знает, какой бензин обеспечивает баланс между мощностью, температурным режимом и долговечностью двигателя.
Всегда проверяйте, какое топливо указано в руководстве по эксплуатации.
Не смешивайте разные марки бензина, если система не рассчитана на адаптацию.
Если услышали звонкий металлический стук при ускорении — это может быть детонация.
При смене региона (с отличиями по составу топлива) контролируйте поведение двигателя.
Раз в 10 тысяч км заливайте бензин с очищающими присадками для профилактики.
Храните чеки после заправки — они пригодятся в случае претензий к качеству топлива.
Ошибка: выбор бензина с меньшим октановым числом.
Последствие: детонация, перегрев, износ двигателя.
Альтернатива: заправляться строго по рекомендациям производителя.
Ошибка: избегание топлива с присадками.
Последствие: нагар, загрязнение инжектора.
Альтернатива: использовать качественные очищающие добавки.
Ошибка: использование высокооктанового бензина в старых моторах.
Последствие: потеря мощности и сбой зажигания.
Альтернатива: применять топливо, соответствующее уровню сжатия двигателя.
| Плюсы | Минусы |
| Очищает топливную систему | Дороже обычного бензина |
| Снижает риск образования нагара | При подделке может быть опасен |
| Повышает стабильность сгорания | Требует регулярного использования |
| Улучшает запуск в мороз | Не всегда доступен в небольших АЗС |
Миф 1. Чем выше октановое число, тем мощнее двигатель.
Правда: октановое число влияет на детонацию, а не на мощность.
Миф 2. Топливо с присадками вредит мотору.
Правда: оригинальные добавки очищают двигатель и продлевают срок его службы.
Миф 3. Производители рекомендуют 95-й ради прибыли.
Правда: это связано с мировыми стандартами и техническими требованиями.
Миф 4. Бензин АИ-92 универсален.
Правда: для современных турбомоторов он слишком "жаркий" и опасен.
Как понять, что бензин плохого качества?
Обратите внимание на динамику: если двигатель стал работать с перебоями, увеличился расход топлива и появилась вибрация — возможно, топливо содержит примеси.
Можно ли смешивать АИ-92 и АИ-95?
Однократно — да, если нет другого выхода. Но постоянно делать этого нельзя: система зажигания будет постоянно адаптироваться, что ускорит износ.
Как часто стоит заправляться премиальным бензином с присадками?
Раз в 5-10 заправок для профилактической очистки топливной системы.
Разница в температуре вспышки между АИ-92 и АИ-100 составляет около 40 °C.
Современные датчики детонации способны корректировать угол зажигания при изменении состава топлива.
На некоторых АЗС бензин разного октанового числа поступает из одного резервуара — различие достигается добавлением присадок.
Первые исследования влияния октанового числа на детонацию проводились в 1920-х годах. Тогда инженеры заметили, что добавление тетраэтилсвинца повышает устойчивость бензина. Со временем опасные присадки заменили безопасными, и появился стандартный диапазон АИ-92-АИ-100. Сегодня высокооктановые топлива разрабатываются с применением экологичных компонентов и органических эфиров, что повышает их эффективность без вреда для двигателя.