Сентябрь оказался непростым месяцем для российского авторынка. По данным аналитического агентства "Автостат", было реализовано чуть более 122 тысяч новых легковых автомобилей, что на 18,7% меньше по сравнению с прошлым годом. Несмотря на падение спроса, рынок демонстрирует интересные сдвиги: меняются лидеры, растет доля китайских брендов, а привычные отечественные модели уступают позиции кроссоверам.
Главным игроком по-прежнему остается LADA. Продажи бренда превысили 26 тысяч машин, что обеспечило ему долю более 21%. Год назад этот показатель был выше — свыше 23%.
Лучшим среди иностранных производителей оказался Haval — более 16,6 тысяч проданных авто. Далее следуют Geely (9,7 тыс.), Belgee (8,3 тыс.) и Chery (8 тыс.). В десятке также оказались Changan, Solaris, Toyota, Omoda и Jetour.
Примечательно, что Toyota, которая официально не поставляет автомобили в Россию, удерживает место в топ-10 второй месяц подряд.
| Марка | Продажи, шт. | Доля рынка | Динамика к 2024 |
|---|---|---|---|
| LADA | 26 375 | 21,5% | - |
| Haval | 16 666 | 13,6% | - |
| Geely | 9 741 | 7,9% | ↓ |
| Belgee | 8 346 | 6,8% | ↑128,2% |
| Chery | 8 023 | 6,5% | ↓ вдвое |
| Changan | 5 865 | 4,8% | ↓ вдвое |
| Solaris | 4 028 | 3,3% | ↑102% |
| Toyota | 3 308 | 2,7% | ↑48,8% |
| Omoda | 3 182 | 2,6% | ↓ |
| Jetour | 3 087 | 2,5% | ↑ |
Среди конкретных моделей первенство у LADA Granta — почти 12 тысяч автомобилей. Однако спрос на нее снизился на четверть, а доля опустилась ниже 10%.
Лучшей иномаркой остается Haval Jolion (6,1 тыс. шт.), который второй месяц подряд обгоняет LADA Vesta (5,9 тыс.). В топе также Belgee X50 и Geely Monjaro.
Сравните цены на локальные бренды и параллельный импорт. LADA дешевле в обслуживании, но китайские кроссоверы предлагают больше "начинки".
Учитывайте сервис. Belgee и Jetour активно расширяют дилерскую сеть, а Toyota работает через неофициальных поставщиков.
Смотрите на страховку и кредитные программы. LADA и Haval чаще всего предлагают льготные ставки по автокредитам.
Проверяйте остаточную стоимость. На вторичном рынке быстрее теряют цену новые марки, тогда как Toyota сохраняет ликвидность.
Ошибка: брать китайский бренд без официального дилера.
Последствие: проблемы с гарантией и ремонтом.
Альтернатива: выбирать марки с сетью сервисов (Haval, Geely, Belgee).
Ошибка: ориентироваться только на цену при покупке.
Последствие: быстрое падение стоимости авто.
Альтернатива: обращать внимание на ликвидность (Toyota, LADA).
Если тенденция сохранится, к концу года общий объем продаж может не дотянуть до миллиона машин. Тогда производителям придется делать ставку на акции, спецкредиты и расширение модельного ряда, особенно в сегменте кроссоверов и электромобилей.
| Марка | Плюсы | Минусы |
|---|---|---|
| LADA | Доступность, дешевый ремонт | Устаревшие технологии |
| Haval | Богатая комплектация, кроссоверы | Цена выше средней |
| Geely | Дизайн, комфорт | Потеря доли рынка |
| Belgee | Агрессивный рост, новые модели | Молодая марка |
| Toyota | Надежность, ликвидность | Нет официальных поставок |
Как выбрать между LADA и китайским кроссовером?
LADA дешевле в содержании, но китайские автомобили предлагают современные функции: мультимедиа, адаптивные системы, расширенную гарантию.
Сколько стоит новый автомобиль сейчас?
Средняя цена в сегменте варьируется от 1,2 млн руб. за LADA Granta до 2,5-3 млн руб. за кроссоверы Haval или Geely.
Что лучше для перепродажи через 3 года?
Toyota и LADA теряют меньше в цене. Китайские бренды обесцениваются быстрее, особенно новые марки.
Миф: "Китайские авто ненадежны".
Правда: современные модели показывают высокий уровень сборки и оснащения, хотя сервис пока отстает от японцев.
Миф: "Toyota ушла из России".
Правда: официальные поставки прекращены, но машины поступают через параллельный импорт.
Миф: "Продажи LADA растут".
Правда: бренд остается лидером, но динамика отрицательная.
В России продаются машины более чем 20 брендов, выпускается около 50 моделей.
За январь-август 2025 года в страну завезли более 420 тысяч китайских автомобилей.
Из них 34 бренда работают официально, остальные поступают через альтернативный импорт.
Еще 10 лет назад топ продаж в России занимали Hyundai и Kia. Сегодня их место заняли китайские марки, которые активно заполняют освободившуюся нишу. Рынок переживает кардинальную перестройку: параллельный импорт стал нормой, а привычные западные производители ушли.