Хошави БАБАКР: решит ли независимость Иракского Курдистана курдский вопрос?

Почему референдум о независимости Иракского Курдистана объявлен именно сейчас, когда в Сирии еще не до конца завершилась гражданская война, а в Турции вооруженные силы проводят военные операции против Рабочей партии Курдистана? Выгоден ли иракским курдам разрыв с Багдадом? Каково положение этнических и религиозных меньшинств в Иракском Курдистане? На эти и другие вопросы ответил "Правды.Ру" ответил представитель Демократической партии Курдистана в России и СНГ Хошави Бабакр.

— Объясните, пожалуйста, необходимость этого референдума с юридической и формально-правовой точки зрения. Ведь Курдистан еще в 2000-х годах проголосовал за то, чтобы стать независимым. Руководитель Иракского Курдистана Масуд Барзани хочет узнать политическую волю курдского населения?

— Конституция Ирака 2005 года закрепила широкую автономию Иракского Курдистана и предписала провести референдум о суверенитете не позднее декабря 2007 года. Но он не состоялся из-за обострившихся конфликтов в Ираке.

Если бы референдум был проведен, то тогда курды имели бы право присоединиться либо к региону Курдистана, либо остаться в составе Ирака. К слову, в конституции Ирака есть пункт о том, что, если три провинции Ирака выступают против какого-то нежелательного для страны решения, то его могут ветировать.

В конституции Ирака также есть положение о том, что Ирак является федеративной страной, в которую входят и курды, и арабы, и другие народные меньшинства, и если их права не будут соблюдены, тогда они имеют право выйти из состава Ирака и провести референдум.

Отношения между Курдистаном и Ираком сейчас очень нестабильные. Экономическое, социальное, бюджетное обеспечение Курдистану не выделяется, вооруженные силы региона, входящие в иракскую армию, не обеспечиваются. Центральное правительство все еще не согласилось выполнить часть своих обязательств. Министры-курды, которые входили в правительство Ирака, были исключены оттуда по самым разным причинам. В составе иракской армии сейчас менее трех процентов курдских офицеров.

— Это все понятно, справедливо и разумно, но создается впечатление, что те проблемы, о которых вы говорите, они не глобальные, а политические, связанные с конкретным кабинетом в Багдаде, с премьер-министром Ирака Хайдаром Абади. Если он уйдет, то его заменят кем-то другим, и, мне кажется, что многие из названных проблем вполне могут быть решены без установки пограничного контроля.

— Я думаю, что проблема все же историческая, она существовала со дня основания Ирака, когда курды не имели практически никаких прав. Ирак видит себя централизованной страной, хотя по конституции это федеративное государство.

Говорят, люди в Курдистане живут лучше, чем на юге Ирака?

— Возможно. Во время гражданской войны в Ираке, в Курдистане было все спокойно, несколько лет подряд шел подъем экономики. После 2014 года, когда ИГИЛ начал нападать на Курдистан, этот подъем остановился.

Иракской армии сейчас практически не существует, ею управляют шиитские милицейские группировки, главным спонсором которых является Иран. В любой момент они могут захватить власть в Багдаде.

Радикальный лидер иракских шиитов Муктада ас-Садр уже не раз проводил миллионные демонстрации, угрожая, что при желании он может за один день ликвидировать правительство.

В Ираке сунниты воюют с шиитами, постоянно ощущается присутствие "Исламского государства" и других военных и политических сил. Здесь войны идут на протяжении тысячелетий, страна практически никогда не видела покоя. Поэтому курды и не хотят свою судьбу связывать с Ираком, у них здесь просто нет будущего.

Автор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Редактор Юрий Кондратьев
*
Обсудить