"Китай не пошёл на сланцевую революцию"

Известный экономист Александр Разуваев в интервью «Правде.Ру» поделился своим мнением о развитии сельского хозяйства в Сибири и на Дальнем Востоке, а также объяснил интерес Китая к сотрудничеству с «Газпромом».  

 

- Можно ли переориентироваться с сырьевой отрасли на развитие рыболовства, развивать каким-то образом сельское хозяйство - использовать эти земли не только для того, чтобы брать, а для того, чтобы их как-то разрабатывать?


- Ну, рыболовство - да, в советское время это была очень рентабельная отрасль, потом просто все деньги и весь флот уплыл, соответственно - это действительно очень интересно. А что касается всего остального - нет, можно заниматься, ради Бога, но это, все-таки, несопоставимые суммы. Условно говоря, вся выручка одной компании «Роснефть» за прошлый год - это 160 миллиардов долларов. Это, грубо говоря, весь размер экономики Украины целой, и это чуть меньше, чем размер экономики всего Казахстана. То есть порядок чисел, потому что, все-таки, что-то развивая, мы должны думать не только о зарплатах, об этих территориях, но и о том, насколько это рентабельно для бюджета, для государства в целом.

 

Вот нефть и газ - это более чем рентабельно. И, кстати, сейчас китайцы списались с «Газпромом». Почему они так долго тянули? Они хотели посмотреть, что у американцев получится в плане сланцевой революции. Да, они так решили - там неясно пока, но они так решили, что ничего интересного у них не получится, у американцев. Он решили все-таки: переориентироваться на наши традиционные поставки. Опять-таки надо понимать, что Россия проводит добычу нефти и газа традиционными способами, соответственно, у нас в России, в отличие от Соединенных Штатов Америки, нет экологических рисков.

 

- У Китая есть условие - такой очень богатый ресурс, которым они с удовольствием пользуются, я говорю про уголь. И получается, что из Китая идут огромные поставки угля к нам в Россию, несмотря на то, что в Сибири достаточно угля своего. И может быть этот ресурс интересен?


- Это вопрос, во-первых, даже не только в политике, прежде всего, да? А в рентабельности. Потому что было время - наши угольные компании - все было хорошо, но опять-таки, сейчас это - вопрос рентабельности, и надо понимать, что наша экономика стагнирующая, она в общем, соответственно, предъявляет и стагнирующий спрос на энергоресурсы. То есть, если мы посмотрим на выработку той же электроэнергии, она падает. Почему? Потому что промпроизводство у нас стагнирует, а если мы возьмем маленькую металлургию - там, вообще, падение. Очень много электроэнергии всегда металлургия использовала, сейчас, соответственно - минус. Мы надеемся, что ситуация изменится. Но когда изменится - будем думать.