Разъединённое Королевство: кризис может уничтожить Британию

Великобритания приняла на себя страшный удар мирового кризиса в виде невиданного обесценивания фунта и резкого роста безработицы. Эти обстоятельства могут усилить сепаратистов. Особенно это касается Шотландии, наименее других пострадавшей от финансовой бури и уже заложившей основу независимости. При этом и большинство англичан не против развала страны. От былого могущества Британской империи в ближайшие годы может не остаться и следа…

Финансовый кризис может уничтожить остатки Британского имперского величия. По сравнению с другими странами Западной Европы, Великобритания особенно сильно страдает от финансового кризиса. Британский фунт опустился до рекордно низкого уровня по отношению к евро: менее 1,1 евро за фунт. Это самый низкий показатель для британской валюты со времени введения евро в 1999 году.

Читайте: Гибралтар: золотая военно-оффшорная скала Британской короны .

Главной причиной обесценивания фунта специалисты называют неутешительные прогнозы относительно перспектив британской экономики, в частности, занятости населения. Число безработных в Великобритании достигло рекордного с июня 1999 года уровня в 1,86 миллиона человек. Таким образом, с августа по октябрь текущего года число безработных увеличилось на 137 тысяч человек. На конец октября этого года 6% экономически активного населения Великобритании не имели работы, и эксперты уверены, что этот показатель ещё вырастет.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что кризис сказался в неравной степени на разных областях Соединённого королевства. Так, цифру безработицы в 6% определяет самая большая его составляющая – Англия. Но и здесь можно обратить внимание, что именно на её долю приходится самая большая доля выходцев из стран третьего мира, доля безработных среди которых традиционно выше, чем среди коренного населения. И это обстоятельство может, в конечном счёте, дать о себе знать в виде волнений среди живущих в Лондоне или Манчестере пакистанцев, нигерийцев или ямайцев.

Наиболее тяжёлый удар кризис нанёс по Уэльсу, где безработица составила 6,6%. Эта область является центром производства электроники, электрического оборудования, строительных материалов, аэрокосмического оборудования, продуктов питания. Здесь неплохо развит туризм, но есть одно большое «но». До сих пор значительная часть населения работает на угольных шахтах и металлургических заводах, и по этим отраслям наиболее тяжело бьют все кризисы, которые только знало человечество в XIX-ХХ вв.

Уровень ВВП в Уэльсе на 20% ниже среднего по стране. Темпы роста новых предприятий являются слишком низкими, а число закрывающихся компаний - слишком большим. Это прекрасная база для недовольства, которую не прочь использовать валлийские националисты. Но их шансы невелики: представители титульной нации составляют менее миллиона из 3,5 миллионов жителей. Да и расширение автономии для дотационного Уэльса невыгодно. Хотя, конечно, валлийцев возмущает, что выходцам из бывших колоний Лондон помогает больше, чем им.

Читайте: Россия может ударить по Британии руками шотландцев .

Ещё одна головная боль британского правительства – Северная Ирландия, где уровень безработицы близок к среднему по стране. Ольстер - самая бедная часть Соединенного Королевства. Её экономика традиционно ориентировалась на сельское хозяйство. При этом число мелких фермерских хозяйств сокращается, и на их месте возникают крупные специализированные хозяйства. Промышленность по меркам Великобритании развита слабо, и сосредоточена в районах крупных портов.

Хуже всего живёт католическое население провинции, тяготеющее к соседней Ирландской республике. Помимо национально-религиозного момента, кризис породил новые вещи, способствующие росту сепаратизма. Дело в том, что Ирландия входит в зону евро, экономика еврозоны оказалась куда более устойчивой, чем британская, и ирландцев в случае больших проблем Евросоюз будет спасать с большим энтузиазмом, чем строптивых англичан, которые всячески подчёркивают своё особое положение в ЕС.

Наконец, Шотландия – родина двух последних премьер-министров Великобритании Тони Блэра и Гордона Брауна. Лучше шотландцев себя не чувствует никто. Безработица на севере острова составляет всего 4.7%. Опор у шотландской экономики очень много: это электронная промышленность, морская добыча нефти и газа, производство виски, рыболовство. Благодаря своим знаменитым озёрам (например, Лох-Нессу) и мужским юбкам-килтам Шотландия притягивает множество туристов со всего мира. Так что с таким набором отраслей шотландцы выживут и без подачек из Лондона.

Особый статус Шотландии уже сейчас заключается в том, она имеет право на выпуск собственных денежных знаков. Шотландский фунт обязателен к приёму только в Шотландии, хотя и в других регионах страны им на усмотрение продавца можно расплатиться. Так что в случае продолжения катаклизмов с «общим» фунтом Шотландия безболезненно может от него отказаться. Да и предрассудков насчёт евро здесь меньше, чем в Англии. В своё время Ирландия (во многом в пику англичанам) перешла на евро, и многие шотландцы не прочь поступить так же.

Политические издержки кризиса именно в случае с Шотландией могут оказаться наиболее высокими. На местных выборах 2007 года победу в регионе одержали местные националисты, требующие как минимум расширения автономии. Популярность лейбористов падает, а консерваторы в силу исторических и этнических причин (в них видят опору английского господства) после Второй мировой войны здесь ни разу не побеждали. Таким образом, вопрос о статусе Шотландии и её прямом вступлении в ЕС без посредничества Лондона может встать в полный рост.

Число выходцев из стран «третьего мира» в Шотландии относительно невелико, регион не является дотационным. Поэтому у шотландцев возникает соблазн избавиться от «захребетников», затягивающих удавку на шее их экономики и социальной сферы. Согласно всем возможным опросам, ещё до кризиса большинство населения Шотландии хотело выйти из состава Великобритании. Теперь этот процент может вообще зашкалить.

Ещё 23 апреля телеканал Sky News провёл опрос, который дал шокирующий результат. Жители и Англии, и Шотландии, и Уэльса, и Ольстера признали, что связи между разными частями страны ослабевают. При этом большинство не только шотландцев, но и англичан высказались за разделение Великобритании, и только жители Уэльса и Северной Ирландии хотят сохранить единство «владычицы морей». И это было ещё до кризиса. Так что властям в Лондоне есть над чем призадуматься…

Но вероятно самым показательным для английского кризиса является то, что "британский лев" всё больше «сдувается» в военном плане. Самое интересное, что мировой финансовый кризис вызвал пересмотр программы перевооружения Королевского флота. Так, приостановлены работы над авианосцами Queen Elizabeth.

Таким образом, в лучшем случае они встанут в строй на год позже запланированного срока. В худшем – не поступят на вооружение никогда. Напомним, что перевооружение Королевского флота авианосцами «Королева Элизабета» и «Принц Уэльский», которые должны были стать его боевым ядром к середине 21 века, намечалось осуществить до 2016 года, причем этот график постоянно сдвигался, в том числе из-за финансовых проблем. Дело в том, что этот амбициозный проект должен был обойтись Лондону минимум в 6 млрд долларов.

Эти ударные авианосцы должны были стать самыми крупными кораблями английского ВМФ за всю его историю. Так, на борту каждого из них предусматривалось разместить по 65 самолетов и вертолетов. Однако конечная сумма постоянно увеличивается. В том числе из-за постоянного пересмотра стоимости палубного варианта самолётов F-35, поскольку американские разработчики еще не закончили конечные испытания своих «молний». Кроме того, английским военным придется отказаться от партии многоцелевых вертолетов Future Lynx. Есть опасения, что придется свернуть программу по перевооружению флота новейшими эсминцами и фрегатами.

Если это произойдёт, былая «владычица морей» окончательно утратит своё прежнее могущество. Лондон уже давно не может одновременно полноценно участвовать в двух военных конфликтах, как показали афганские и иракские события. И теперь его боевая мощь станет еще меньше, что может поставить под сомнение возможность полноценного участия Англии даже в одном «силовом сценарии». А это означает и утрату нынешнего политического статуса и окончательный закат Британского королевства.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить