Опасное метро: как москвичи отстаивают свои права - Новости Москвы

Гагаринский район столицы выступает против строительства метро

Бурлит Гагаринский район столицы. Бурлит во гневе, поскольку всеми правдами, а точнее, неправдами, чиновники пытаются протащить через него метро и снести часть домов. Жители поголовно против. Свою точку зрения они не могут донести через коррумпированные, по их мнению, или предвзято относящиеся к "гласу народа" СМИ. Покончить с беспределом властей поможет только неприкрытая правда и гласность, считают активисты.

Своим видением создавшейся ситуации с "Правдой.Ру" поделилась муниципальный депутат Совета депутатов Гагаринского района Ясмин Мохамедовна Фахми.

— В конце лета жителям нашего района из СМИ стало известно, что через наши районы Ломоносовский, Гагаринский, Академический пройдет продолжение Коммунарской линии метро. Никакой официальной информации ни от кого нам не поступало. Никакого опроса жителей или какого-либо согласования с жителями района не проводилось.

Мы, как депутаты Гагаринского района, инициировали запросы в различные правительственные московские структуры. И получили такие ответы, что да, планируется, но вместе с тем проекта нет, ничего пока не известно, когда что-то появится официально, то нам сообщат и все будет проведено в рамках публичных слушаний.

После этого вдруг неожиданно в сентябре (мы все забеспокоились) на сайте zakupki. gov. ru мы обнаружили, что уже заключен контракт на строительство этой самой новой ветки от улицы Новаторов через улицу Строителей, метро "Академическая" и "Севастопольский проспект" на сумму 31 миллиард рублей. Нам ответили: публичных слушаний нет, — а проект уже, смотрим, подписан.

После этого, конечно, мы стали посылать депутатские обращения в различные органы и организации: мэру, в прокуратуру, в управу по делам президента. Как такое может быть, что это за безобразие? И все наши районы всколыхнулись. Мы тогда собрали четыре тысячи подписей под обращениями мэру и прокурору с требованием разобраться в ситуации и описали риски этого предполагаемого проекта. Потому что трассировка была уже в СМИ, как мы это видели, а официальных документов у нас не было.

— Какие риски несет строительство этой ветки метро?

— Прежде всего, этот кусок ветки от Новаторов до станции "Севастопольский проспект" абсолютно нецелесообразен для наших районов. Наши районы исторически имеют плотную жилую застройку с прекрасной транспортной обеспеченностью. Мы находимся между двумя ветками "Сокольнической" и "Калужско-Рижской". И все виды наземного транспорта у нас есть. Нам этот кусочек ветки не нужен.

Жителям Коммунарки он тоже не нужен, потому что сейчас в Коммунарку строится продолжение красной ветки от станции "Саларьево" до "Коммунарки". Эта ветка уже связывает жителей Коммунарки с центром, а дальше из Коммунарки уже сейчас строится вторая ветка: Коммунарка — улица Новаторов. Улица Новаторов будет станцией Большой кольцевой линии метро. Доехали до улицы Новаторов, попали на Большую кольцевую линию, и можно ехать уже куда нужно. Поэтому этот участочек от Новаторов до Севастопольского нецелесообразен.

Ну приедут к нам на Строителей. Но то же самое можно сделать и по красной ветке. В центр строящаяся ветка не привезет. Она может привезти только на "Академическую", то есть в оранжевую Калужско-Рижскую линию, которая на сегодняшний день очень перегружена. Если туда еще вольется дополнительный поток, наступит транспортный коллапс.

Помимо бесполезности этой ветки метро для жителей района, возникает более существенная проблема. У нас старый жилой фонд ("сталинки" 1950-1960-х годов, у которых пошли трещины по стенам и по фундаментам), поэтому возникает угроза разрушения наших домов.

Так уже, к сожалению, происходит во многих районах Москвы, где есть стройки. Пример тому — Алабяно-Балтийский тоннель, во время строительства которого треснули четыре дома: великолепная "сталинка" 1953 года и два дома 1960-х годов. Теперь жителей этих домов отселяют, но никто из чиновников ответственности за это не несет. То есть жителям предлагают самим на общем собрании собственников (ОСС) признать эти дома аварийными. Что это значит? Люди признают свои дома аварийными, их отселяют в Новую Москву.

Но главная причина происходящего, по-видимому, в другом… На самом деле, это метро — экспансия в наши районы, потому что районы дорогие, элитные, престижные. По сути, это рейдерский захват. Они будут строить здесь 40-50-100-этажные небоскребы вместо наших малоэтажных "сталинок".

Похожая история происходит повсеместно по всей Москве. Это не новое метро. Это уже передел собственности. Это экспансия стройкомплекса. Полтора миллиарда уже потрачено на проектирование, 31 миллиард — на строительство. Никто наши фундаменты, стены защищать не собирается. Никаких мероприятий не предусмотрено. Ответственности за это никто не понесет.

Был радиоэфир у Хуснуллина. Мы задали ему вопрос: "А не опасно ли это?" Он сказал: "Ой, все за метро. Это все политика". Мы спросили: "Кто ответит, если наши дома треснут?" Он ответил: "Если треснут, мы вас переселим".

— Что произойдет с окружающей средой?

— Этот проект предполагает массовую вырубку деревьев. У нас есть и зеленые полосы вдоль Ленинского, есть сквер на Дмитрия Ульянова, есть сквер между Крупской и Марией Ульяновой. Все это вырубят.

Кроме того, из-за этой стройки планируется частичное или полное перекрытие некоторых участков Ленинского проспекта, одной из центральных магистралей города. Вы понимаете, чем это грозит? У нас и так постоянные "пробки". Это будет транспортный коллапс во всем ЮЗАО года на три, а то и на четыре, пока будет идти стройка.

И в некоторых местах они планируют, что метро пройдет прямо под жилыми домами. Для нас это, конечно, вообще катастрофа.

— Вы заставили власти прислушаться к голосу жителей района?

— Публичные слушания начались 4 апреля. Начались с невероятными нарушениями. Мы поняли, что власть очень заинтересована в этом проекте, что он уже есть, он уже готов. Мероприятие проходило в управе Гагаринского района, в проходном коридоре на первом этаже, в узком, тесном и душном, без стульев, без возможности открыть окна. В общем, было сделано все для того, чтобы люди туда не приходили. Было очень много нарушений. В нарушение Градостроительного кодекса Российской Федерации, по которому принимать участие в публичных слушаниях могут только жители района, туда, по нашим наблюдениям, пргнали бюджетников. Мы это нарушение, конечно, зафиксировали.

16 апреля было собрание участников в Ломоносовском, Гагаринском и в Академическом районах. Но это было похоже на скандал, все кричали, свистели, топали, поднимали плакаты. В нашей группе в "Фейсбуке" выложен материал об этом. После этого собрания мы добились подсчета голосов. У нас 1022 бюллетеня. 941 "против" — подавляющее большинство, а "за" были лишь бюджетники, которые не имеют право голосовать. Такая же картина была и в Академическом, и в Ломоносовском районах.

Вместе с тем во всех городских СМИ появились статьи, как под копирку, что восемь районов Москвы поддержали строительство метро. Это абсолютная ложь!

— Что вы планируете предпринять дальше?

— Как депутаты, мы будем составлять перечень всех нарушений и будем требовать и от города, и от префектуры, от всех, от кого только возможно, отменить этот проект, признав его нецелесообразным. Хотя мы видим намерение города любой ценой этой проект протащить. Мы будем обращаться на федеральный уровень.

Мы уже привлекли депутата от КПРФ Рашкина. Сегодня, 18 апреля, пройдет митинг с депутатами Госдумы от ЛДПР. Он пройдет на Академической в 19:00. Ситуация у нас критическая. Все ее замалчивают. А мы хотим, чтобы нас услышали.

Читайте также: Как пенсионеров выдавили из центра Москвы

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить