Мэрия Москвы хочет ограничить въезд в Москву не москвичам

Апартеид по-московски: не жителям не въезжать!

Московской мэрии кажется, что жители области, работающие в столице, "перегружают" город. Чиновники хотят, чтобы они не приезжали, пусть работают, где живут — дома. Для этого будут приняты серьезные меры. Но на заработки в Москву ежегодно едут сотни тысяч россиян и иностранцев. Разве они не перегружают столицу? Почему бы не отправить "по домам" и их? К тому же многие москвичи купили квартиры в области — там жилье дешевле, а на работу и к родным все равно ездят в Москву… На каком основании чиновники намерены регламентировать их жизнь и передвижения?

Ежедневно восемь вокзалов столицы выплескивают по утрам и втягивают вечером десятки тысяч жителей Подмосковья, которые трудятся в Москве в самых различных сферах. Не секрет, что Москва стремительно стареет и испытывает определенную нехватку квалифицированных кадров, которые как раз и проживают в области, где вопросы трудоустройства куда острее.

Не следует сбрасывать со счетов и такой немаловажный фактор, как жилищную проблему. Квадратные метры жилья в новых комфортабельных домах в ближайших подмосковных поселках гораздо дешевле относительно "платиновых" московских новостроек. Поэтому многие молодые московские семьи приобретают жилье за МКАД. На работу в Москву они добираются на личном транспорте. Однако в ближайшее время новые московские власти решили очень сильно осложнить им жизнь.

Пресловутая борьба с уличными пробками требует найти крайних в этой неразрешимой московской проблеме. И крайними почему-то оказались именно подмосковные жители, которые якобы и блокируют движение на московских магистралях.

Читайте также: Замкнутый транспортный круг Москвы

Хотя с таким же успехом к создателям московских пробок можно причислить сотни иногородних автомобилистов, в частности азербайджанских "извозчиков", которые работают в столице без всяких лицензий и буквально отнимают кусок хлеба у столичных таксистов, о чем неоднократно и возмущенно писали СМИ, или владельцев роскошных внедорожников, на которых обожают без всяких правил гонять по московским трассам горячие северокавказские джигиты. Но об этих категориях населения московские чиновники предпочитают стыдливо умалчивать.

Так, руководитель бюджетно-финансовой комиссии, депутат Мосгордумы Игорь Антонов почему-то уверен, что до 30 процентов машин, создающих пробки на московских улицах, приезжают в столицу именно из Подмосковья.

Фото: AP

Вот и решают в столичной мэрии, как же оградить Москву от подмосковного транспорта. Проект об ограничении въезда в Москву машин из области, который одно время обсуждали в правительстве Москвы, был отвергнут, как противоречащий Конституции РФ, гарантирующей свободу передвижения. Тогда решили, что существенной мерой в борьбе за свободу передвижения в городе, должно стать развитие инфраструктуры и рынка труда за пределами Москвы. Вот так появились отдающие "маниловщиной" идеи о необходимости создавать новые рабочие места в городах-спутниках, чтобы люди, купившие там жилье, не ездили работать в столицу.

Очевидно, подобные идеи вряд ли станут привлекательными для московского бизнеса, который руководствуется исключительно критериями эффективности и быстроты получения прибыли и посему не собирается переносить свои офисы и торговые центры даже в ближайшее Подмосковье. Тем более, что Москва все-таки не намерена расширять свои границы и не собирается объединяться с Подмосковьем, о чем намедни объявил заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Но поскольку уже сегодня достаточно сложно провести разделительную грань между городом и областью (поскольку МКАД граница более чем условная), то наряду с утопическими проектами по созданию новых производств в Подмосковье, которые якобы помогут оградить Москву от жителей области, городские чиновники видят действенную меру и в высоких штрафах за парковку в непредусмотренном месте.

С виду все выглядит как забота о москвичах. "Горько видеть, как московские улицы год от года все больше загромождаются транспортом, превращаясь в автостоянки. В планах города — снова сделать улицы улицами, а паркинги организовать таким образом, чтобы они были доступными и обрели популярность среди москвичей и гостей столицы", — сетует Игорь Антонов.

Марат же Хуснуллин утверждает, что власти по-прежнему намерены развивать общественный транспорт. При этом предпочтение будет отдано в первую очередь "внеуличному" транспорту — метро, скоростному трамваю и железной дороге. Однако до каждого поселка или города-спутника "внеуличные магистрали" не протянешь.

А вот решить проблему парковки личного транспорта жителей Подмосковья, работающих в Москве, вполне реально. Для этого нужно создать перехватывающие парковки, от которых достаточно просто добраться до места работы на общественном транспорте. Но эта идея московских чиновников почему-то не очень греет.

Сегодня в Москве таких перехватывающих парковок практически нет, за исключением двух известных — на площади Гагарина и у метро "Пролетарская". Между тем, по мнению лидера движения автомобилистов Вячеслава Лысакова, их должно быть десятки. Такие перехватывающие парковки должны быть недорогими и находиться в шаговой доступности от различных видов общественного транспорта. Вынудить людей оставить личный транспорт можно не репрессиями, а предоставлением комфортных условий.

"Недостаточно только наказывать людей. Надо создавать для них хорошо функционирующий, комфортабельный общественный транспорт и перехватывающие парковки, чтобы люди могли оставить свои автомобили", — считает Вячеслав Лысаков. Однако в московской мэрии идея строительства новых "перехватывающих парковок" должного понимания пока не встретила. Строительство подземного паркинга на 1500 машин на площади у Павелецкого вокзала проблему не решит, хотя и позволит слегка разгрузить улицы Замоскворечья.

И, вообще, следует системно подходить к проблемам соотношения личного и общественного транспорта на столичных улицах, считают эксперты. Руководитель проекта "Московский центр борьбы с пробками" Александр Шумский заявляет, что соотношение личного и общественного транспорта у нас такое же, как в Европе или Америке: 60-70 процентов — общественный транспорт, 30-40 процентов — личный. Поэтому предлагаемые чиновниками меры пересадить граждан из личного в общественный транспорт вряд ли выполнимы. Даже за счет вытеснения с московских улиц машин из ближайшего Подмосковья. Поэтому Москва пока что обречена на пробки.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Виктор Притула
Виктор Притула — советский российский журналист-международник, писатель-прозаик, бывший внештатный обозреватель Правды.Ру
Обсудить