Они покорили сердца без слов

Кинематографическая судьба Марлен Дитрих (Marlene Dietrich) во многом была определена Йозефом фон Штернбергом (Josef von Sternberg). Не будучи великой актрисой, певицей или танцовщицей, эта уроженка Берлина оказала незабываемое влияние на моду, кинематограф, стиль и женское сознание. Ее первый оглушительный успех в ленте «Голубой ангел» (Der blaue Engel) в 1930 году пришелся на начало эры звука в кино. Однако это был бриллиант, который Штернберг только отшлифовал. Ведь с 1923-го по 1930 год Дитрих снялась в 18 немых лентах, некоторые из них получали положительные отзывы критиков. Позже Марлен Дитрих будет сниматься в Голливуде. Но это уже совсем иная история.

Лондонец Чарльз Спенсер Чаплин (Charles Spencer Chaplin), родившийся 16 апреля 1889 года, стал знаменитостью благодаря образу бродяги Чарли (Charlie). Будучи с гастролями английского театра в США, в 1912 году он принимает решение остаться в этой стране. И уже на следующий год начинает пробовать свои силы в кино. В 1919 году Чаплин, совместно с Мэри Пикфорд, Дугласом Фэрбэнксом и Дэвидом У. Гриффитом, основал студию United Artists. В сентябре 1952 года Чаплин отправился в Лондон на мировую премьеру своего фильма «Огни рампы», а директор ФБР Эдгар Гувер добился от иммиграционных властей запрета на обратный въезд актера в США. Чаплин поселился в Швейцарии, в городе Веве, где и скончался 25 декабря 1977 года.

Появившаяся на свет в крупнейшем городе Канады, административном центре провинции Онтарио, в городе Торонто, 8 апреля 1892 года Глэдис Луиза Смит (Gladys Louise Smith) приобрела мировую славу под сценическим псевдонимом Мэри Пикфорд (Mary Pickford). Актриса приобрела известность примерно к 1912 году, но настоящая слава пришла к ней в год начала Первой мировой войны. В 1914 году вышло семь полнометражных фильмов с ее участием. Благодаря своему продюсеру Адольфу Цукору и амплуа молодой и наивной девушки-подростка, некой разновидности «Золушки», миловидная инженю Пикфорд добилась не только известности, но и богатства. Карьера Мэри завершилась в 1933 году.

Уроженка шведского Стокгольма Грета Ловиса Густафссон (Greta Lovisa Gustafsson), более известная, как Грета Гарбо (Greta Garbo), является неким кинематографическим символом. Свой первый успех актриса познала еще в немых американских кинофильмах: «Поток» (Torrent, 1926), «Плоть и дьявол» (Flesh and the Devil, 1926) и «Любовь» (Love, 1927). Грета Гарбо оказалась одной из немногих актрис, которые успешно снимались в звуковых фильмах.

Наряду с Чарли Чаплином и Бастером Китоном, одним из наиболее популярных киноактеров эпохи немого кино был Гарольд Ллойд (Harold Lloyd). Он родился 20 апреля 1893 года в штате Небраска. Карьера Гарольда Ллойда началась в 1912 году с ролей в короткометражных комедиях - подражаниях созданного Чаплиным образа «бродяги». В 1919 году Ллойд вместе с компаньоном Хэлом Роучем придумали «мужчину в очках», ставшего визитной карточкой актера. В период с 1913-го по 1947 год актер снялся примерно в 200 юмористических фильмах, как немых, так и звуковых. Большинство трюков в комедиях Ллойд выполнял без дублеров и был автором идеи показа картин фокус-группам еще до выхода их в прокат, с целью узнать реакцию публики.

Родившаяся 14 октября 1893 года в штате Огайо Лиллиан Гиш (Lillian Gish) прославилась ролями в немых фильмах Дэвида У. Гриффита (David Wark Griffith). Впервые появившись на экране в 1912 году, Гиш завершила свою кинокарьеру всего за шесть лет до своей кончины в 1993 году. Таким образом, Лиллиан Гиш снималась в кино на протяжении 75 лет. За три года до ее последнего кинофильма «Августовские киты» (The Whales Of August) Американский институт киноискусства в 1984 году вручил актрисе «Премию за достижения всей жизни».

Родители произвели на свет Марем-Идес Левентон 21 мая (2 июня) 1879 года в Ялте. По просторам Российской империи Аделаида Яковлевна Левентон колесила до 1904 года, когда в составе труппы Московского художественного театра отправилась на гастроли в Европу, а затем в США, где и осталась. Алла Назимова (Alla Nazimova) дебютировала в кино лишь в 1916 году. Кинокомпания Metro Pictures (в будущем MGM) предложила актрисе гонорар в 13 тысяч долларов в неделю - на три тысячи больше, чем Мэри Пикфорд, а также право самостоятельно выбирать режиссера, сценарий и партнера для фильмов. После провала драмы «Саломея» (1923), по пьесе Оскара Уайльда, Алла вернулась в театр, лишь изредка мелькая на экране. С 1925-го по 1940 год она вообще не снималась и в 1945-м умерла от рака груди.

Джозеф Фрэнк Китон (Joseph Frank Keaton) явился в этот мир 4 октября 1895 года, а спустя шесть месяцев, за падение с лестницы без царапин, получил прозвище Buster - примерно «удалец, крепыш» и восклицание, если произошло нечто примечательное, от самого популярного иллюзиониста и гипнотизера той эпохи Гарри Гудини (Harry Houdini). В кино Бастер Китон дебютировал в 1917 году. В июне 1918 года, когда за плечами актера было 15 короткометражных фильмов, его мобилизовали на фронт. Через девять месяцев он вернулся в Америку, где продолжил сниматься у Роско Арбакла. Хотя он обладал приятным голосом, превосходно пел и танцевал, но вышел в тираж с наступлением эры звукового кино. Виной тому стал заключенный им контракт со студией «Metro-Goldwyn-Mayer», который разрушил его карьеру режиссера, используя лишь актерский дар Китона.

Уроженец штата Канзас Роско Арбакл (Roscoe Arbuckle) по прозвищу «Толстяк» - Fatty, появился на свет 24 марта 1887 года. Пик его популярности пришелся на 1910-е годы. Этот талантливый театральный актер, который к тому же имел прекрасный голос, его хвалил гениальный оперный певец Энрико Карузо (Enrico Caruso), был наставником многих звезд немого кино, включая Бастора Китона, Боба Хоупа и Чарли Чаплина. Карьеру новатора в жанре кинокомедии прервал в 1921 году уголовный процесс против него по обвинению в изнасиловании одной малоизвестной актрисы эпизодических ролей. Несмотря на на то что суд присяжных полностью снял с Арбакла все подозрения, ему официально принесли извинения, а фильмам с его участием был дан зеленый свет, он не мог найти работу в течение последующих десяти лет. В 1932 году состоялось его успешное возвращение в кино, но летом 1933 года Арбакл скоропостижно скончался в возрасте 46 лет от сердечного приступа.