"Зайти в хвост" всего за два виража

Технологическое противостояние авиационных супердержав - России и США - длится уже не один десяток лет. Формально возможности основных истребителей двух стран примерно равны, но эксперты сходятся во мнении, что в открытом противостоянии у американских F-15 и F-16 нет шансов против российских Су-27 и МиГ-29. После единственного учебного боя наших «сушек» с западными «орлами» западным пилотам рекомендовали не вступать в открытый бой с русскими. 

То, что американским летчикам лучше не вступать в бой с русскими, было предопределено еще несколько десятков лет назад. Еще в конце 50-х годов прошлого века ОКБ Сухого создало в СССР два самолета-перехватчика: Су-9 и Су-11. Для машин этого класса маневренность в бою была не так важна, как скорость полета и практический потолок. Задачу для самолетов-перехватчиков определили просто: догнать и уничтожить нарушителя, вторгшегося в воздушное пространство СССР. То есть наши машины - по определению оборонительные, многофункциональные. Американцы же, в свойственной им манере, совершенствовали средства нападения.

 

Истребителя третьего поколения, к коим относились, например, советские МиГ-25 и МиГ-31, американцы вообще не построили, хотя работу над ним начали даже раньше советских инженеров. Свой самолет они назвали F-111 и задумали его как многофункциональную машину, в силу этих причин американские инженеры дали своим ВВС большой и тяжелый самолет. Дальнейший опыт войны во Вьетнаме и вовсе показал, что F-111 - аппарат довольно неповоротливый, и называть его многофункциональным нельзя. Машина годилась только для подавления заранее разведанных позиций. А советские самолеты этого класса могли без труда выполнять весь спектр поставленных перед ними задач.

 

Надо отдать должное американскому пиару  -- в 70-х годах, когда миру явились два американским самолета F-16 и F-15, все с нескрываемым удовольствием ринулись расхваливать новые заокеанские машины. А в СССР было решено не создавать концепцию универсального самолета, а сделать два разных. Более легким и маневренным стал МиГ-29, а тяжелым истребителем  -- Су-27. Оба самолета были построены по интегральной схеме, что давало летные, технические и нагрузочные превосходства над западными самолетами. Из американской пары по интегральной схеме был создан только F-16, а вот F-15 был создан по классической.

 

В 1980-х годах оба советских истребителя были приняты на вооружение в пропорции один к трем: одну треть составляли тяжелые Су-27, а две трети - легкие МиГ-29. Летчики, пилотировавшие эти самолеты, приходили в восторг от простоты управления, точности работы авионики и летных характеристик машин. Особенную радость оба самолета доставляли техникам, обслуживавшим эти машины на земле. А применение американцами своих F-16 и F-15 повлекло за собой обнаружение целого вороха критических недостатков.

 

В архивах министерства обороны России есть записи, которые свидетельствуют о том, что в период первой ливанской войны израильские ВВС потеряли от пяти до девяти F-16. А сбивали новые американские самолёты МиГ-23 предыдущего поколения (то есть на поколение старше!), находившиеся на вооружении ВВС Сирии.  

Так и сейчас. О том, что F-15 значительно уступает нашему Су-27, сами американцы говорить не любят. Однако, в 1995 году, командующий авиацией США генерал Рэлстон, объясняя причины начала работы над программой F-22, прямо заявил: «F-15 уступает Су-27  во всем. В вооружении, тяговооруженности и маневренности. Это не истерика для того, чтобы выбить из страны деньги, это устоявшийся и всем известный факт...».

 

 

Подробно разбирая недостатки пары F-16 и F-15, сенатская комиссия по вооружениям и инженерному надзору за проектами США сделала вывод: в реальном бою эти машины имеют практически непоправимые недостатки... А советские (а теперь и российские) конструкторы все идут спокойно своим путем, не очень-то поддаваясь американскому пиару.

 

Сразу после того, как Советский Союз представил конкурента для F-15 - самолет Су-27, американские летчики не на шутку встревожились. По результатам учебных боев, смоделированных на компьютере на основе данных о Су-27, выходило, что Су-27 «пристраивается» в хвост F-15 всего за два оборота, даже не задействуя при этом форсажный режим! Возможности Су-27 повышала и система нашлемного целеуказания, которая выполнялась в виде трех инфракрасных диодов и крепилась на шлеме пилота. У F-15 была аналогичная система, которая позволяла выполнять сходные задачи, но весило это приспособление почти полкилограмма и крепилось на шлем сверху. Помимо всего прочего, американскому летчику требовалось около получаса, чтобы настроить и откалибровать эту систему на земле. Получая перегрузки больше восьми единиц, американские пилоты эту систему брать с собой отказывались. А русским - ничего, все нормально! Так и летают...