Валы крутятся, масла нет: почему буксировка может сжечь вашу коробку

При буксировке без давления масла АКПП перегревается
2:38

Автомобиль с "автоматом" заглох в чистом поле. Эвакуатор недоступен. Вопрос встаёт ребром: можно ли тянуть машину на тросе? Ответ есть — и он куда сложнее, чем "да" или "нет".

Ограничения на буксировку авто с автоматической коробкой передач прописаны в каждой инструкции. Но мало кто понимает, что именно происходит в этот момент с самой коробкой — и почему даже пара километров без мотора могут привести к дорогостоящему ремонту.

Почему АКПП не терпит буксира

Главный враг трансмиссии в момент буксировки — отсутствие циркуляции масла. Когда двигатель не работает, масляный насос отключён. А именно он обеспечивает давление и смазку всех внутренних узлов коробки.

Что происходит:

  • приводные валы продолжают вращаться, передавая нагрузку на внутренние механизмы АКПП;

  • масляная плёнка истончается, а новой не поступает;

  • детали начинают тереться друг о друга практически всухую;

  • фрикционные пакеты и планетарные редукторы перегреваются.

Так и начинается износ коробки — даже если движение кажется аккуратным и медленным.

Инструкция допускает буксировку. Но с оговорками

Производители указывают: буксировать можно, но не быстрее 40 км/ч и не дольше 30-50 км. Это — максимум, допустимый при нейтральной передаче (N). Все остальные режимы категорически противопоказаны.

Однако даже эти пределы — не гарантия безопасности. Всё зависит от конкретной модели коробки и состояния масла.

Почему машина с АКПП не подходит в роли тягача

Использовать авто с автоматической трансмиссией для буксировки других машин — нежелательно. Причина та же: перегрев. Особенно если масса буксируемого автомобиля превышает допустимую для вашей модели.

Повышенная нагрузка на гидротрансформатор, перегрев масла, работа в пониженных передачах — всё это ускоряет старение трансмиссии.

Что делать, если тянуть всё же нужно

Если ситуация безвыходная — дорога, поломка, нет эвакуатора — возможен экстренный вариант. Коробку можно физически отсоединить от ведущих колёс:

  • снять полуоси или карданный вал (в зависимости от привода);

  • зафиксировать коробку, чтобы исключить её вращение.

Такой способ доступен только при наличии инструмента и опыта. Но в критических случаях — это шанс сохранить дорогостоящую трансмиссию.

Уточнения

Автомоби́ль (от др.-греч. αὐτός — сам и лат. mobilis — подвижной, скорый) — моторное безрельсовое дорожное и/или внедорожное, чаще всего автономное, транспортное средство, используемое для перевозки людей и/или грузов, обычно имеющее не менее четырёх колёс.

Автор Ольга Сакиулова
Ольга Сакиулова — внештатный корреспондент новостной службы Правда.Ру